Какие символы можно использовать при записи программы на языке Паскаль?

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Какие символы можно использовать при записи программы на языке Паскаль?

§ 4.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Ключевые слова:

  • язык программирования
  • программа
  • алфавит
  • служебные слова
  • типы данных
  • структура программы
  • оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского ученого Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т.д.). Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия. 1

    1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10—11 классах.

4.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

  • латинские прописные буквы (А, В, С, . X, Y, Z);
  • латинские строчные буквы (а, Ь, с, х, у, z);
  • арабские цифры (0, 1, 2, . 7, 8, 9);
  • специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

    := (знак операции присваивания);
    >= и );
    (* и *) (начало и конец комментария).

В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В табл. 4.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Паскаль.

Таблица 4.1
Служебные слова языка Паскаль

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Прописные и строчные буквы в именах не различаются.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

4.1.2. Типы данных, используемых в языке Паскаль

В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных:

1

    1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

4.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

  1. заголовок программы;
  2. блок описания используемых данных;
  3. блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их тип.

    2 В 9 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив рассмотрение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

4.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 4.1 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении oпeратора Ь:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 4.1).

Рис. 4.1.
Процесс выполнения оператора присваивания

Самое главное

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (Integer), вещественный (Real), символьный (Char), строковый (String), логический (Boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

  • заголовок программы;
  • описание используемых данных;
  • описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

BestProg

Элементарные конструкции языка Паскаль

Содержание

  • 1. Набор символов, используемых в языке Паскаль
  • 2. Понятие лексемы. Категории лексем. Рисунок
  • 3. Зарезервированные слова языка Паскаль
  • 4. Специальные символы. Перечень
  • 5. Имена (идентификаторы). Какие требования ставятся к построению имен в языке Паскаль? Примеры имен.
  • 6. Метки
  • 7. Числа
  • 8. Какие слова не разрешается использовать в качестве имен в языке Паскаль?
  • 9. Примеры записи целых чисел в десятичной и шестнадцатеричной системах исчисления
  • 10. Как представляются символьные значения в языке Паскаль?
  • 11. Строки
  • 12. Комментарии
  • 13. Идентификаторы директив. Перечень
  • 14. Що такое разделители лексем? Приклади
  • 15. Что такое ограничители?
  • Связанные темы

Поиск на других ресурсах:

1. Набор символов, используемых в языке Паскаль

Язык Паскаль, как и любой иной язык, использует набор символов. Каждый символ имеет собственный ASCII-код. В языке Паскаль используются следующие символы:

  • 1. Прописные и строчные буквы латинского алфавита
  • 2. Символ подчеркивания _
  • 3. Арабские десятичные цифры
  • 4. Специальные символы
  • 5. Символ «пробел». Обозначается как ‘ ‘ .
  • 6. Управляющие символы с кодами от 0 до 31.
2. Понятие лексемы. Категории лексем. Рисунок

Программа на языке Паскаль состоит из лексем. Лексема – это минимальная значимая единица текста программы. Категории лексем изображены на рисунке 1.

Рисунок 1. Категории лексем языка Паскаль

3. Зарезервированные слова языка Паскаль

Часть слов языка Паскаль являются ключевыми или зарезервированными. Это означает, что нельзя использовать эти слова в качестве имен (идентификаторов) переменных, констант, процедур, функций и тому подобное. Перечень зарезервированных слов следующий:

4. Специальные символы. Перечень

В языке Паскаль к специальным относятся следующие символы:

5. Имена (идентификаторы). Какие требования ставятся к построению имен в языке Паскаль? Примеры имен.

Имя – это последовательность букв и цифр, которая начинается из буквы. В именах может использоваться также символ подчеркивания. Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими есть первые 63 символы.

Примеры имен в языке Паскаль:

6. Метки

В программе отдельные строки команд можно обозначать метками. Метки разделяют на числовые и символьные. Числовая метка представляет собой набор цифр в диапазоне от 0 до 9999. В тексте программы метка отделяется от идентификатора символом : (двоеточие).

Примеры меток в программе.

7. Числа

В языке Паскаль используются следующие виды чисел:

  • целые десятичные числа;
  • целые шестнадцатеричные числа;
  • вещественные десятичные числа.

Примеры чисел: 255, 2.85, 1E8, -1E-2, 1000, $B5.

8. Какие слова не разрешается использовать в качестве имен в языке Паскаль?

В качестве имен не разрешается использовать служебные слова и стандартные имена, которыми названы стандартные константы, типы, процедуры, функции и файлы.

Например: begin , and , label , for , repeat , integer , real , implementation и прочие (см. п. 3).

9. Примеры записи целых чисел в десятичной и шестнадцатеричной системах исчисления.

Числа в языке Паскаль чаще всего записываются в десятичной системе исчисления.

Однако целые числа можно записывать и в шестнадцатеричной системе исчисления. Для записи числа в шестнадцатеричной системе исчисления перед числом ставится символ ‘ $ ‘ (бакс).

Примеры чисел в десятичной системе исчисления:

Примеры чисел в шестнадцатеричной системе исчисления:

Читайте также  В каком формате сохраняет файлы программа Блокнот?
10. Как представляются символьные значения в языке Паскаль?

Отдельная символьная константа – это символ из допустимого набора символов конкретной компьютера.

Символьная константа может записываться в тексте программы двумя способами:

  1. Как один символ, размещенный между апострофами, например:

2. С помощью конструкции вида #K , где K – код соответствующего символа, при этом значение K должно находиться в границах 0..255 . Например, символьную константу ‘ R ‘ можно записать как #82 .

11. Строки

В языке Паскаль строка — это последовательность символов, взятая в одиночные кавычки. Эта последовательность должна размещаться в одной строке. Если в состав строки должен быть включен символ одинарной кавычки, то этот символ обозначается два раза подряд » . Пустая строка — это строка, не содержащая символов » .

12. Комментарии

Комментарии позволяют описывать ход решения задачи в словесной, понятной для человека, форме. Считается хорошим стилем программирования, если программа содержит комментарии, описывающие ее работу. В программе комментарии выполняют информационную функцию. Программу, содержащую комментарии, в дальнейшем легче сопровождать и модифицировать.

В языке Паскаль различают 3 вида комментариев:

  • однострочный комментарий. Обозначается символами // . Этот комментарий начинается с символов // и действует до конца текущей строки
  • многострочный комментарий. Обозначается одиночными символами . Этот комментарий действует от символа < до символа > и может быть размещен на нескольких строках;
  • многострочный комментарий, который размещается между составными символами (* и *) .

Примеры комментариев

13. Идентификаторы директив. Перечень

Идентификаторы директив (процедурные директивы) относятся к стандартным заранее определенным идентификаторам. Они также относятся к зарезервированным словам. Идентификаторы директив следующие:

14. Що такое разделители лексем? Примеры

В качестве разделителей лексем используются следующие символы:

  • пробел (код ASCII 32);
  • табуляция (код ASCII 09);
  • составной символ перехода на начало следующей строки. Этот символ состоит из пары символов: «возврат каретки» (ASCII-код 13) и «перевод строки» (ASCII-код 10).
15. Что такое ограничители?

В языке Паскаль можно выделить следующие ограничители:

Какие символы можно использовать при записи программы на языке Паскаль?

  • язык программирования
  • программа
  • алфавит
  • служебные слова
  • типы данных
  • структура программы
  • оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Как и люди, компьютеры «говорят» на разных языках, только языки эти — компьютерные. Компьютерный язык служит для того, чтобы переговариваться с компьютером, используя команды, понятные и компьютеру, и человеку. Некоторые языки программирования названы в честь людей (например, Ада и Паскаль), другие названия являются простыми акронимами, то есть аббревиатурой (к примеру, BASIC — от англ. Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code, универсальный код символических инструкций для начинающих), и уж совсем немногие языки названы в честь телевизионных шоу — как Python. О да, язык программирования Python (произносится «Пайтон», с ударением на первый слог, хотя имейте в виду, что в России многие называют язык просто «питон») получил свое имя благодаря телешоу «Летающий цирк Монти Пайтона», так что змея питон здесь вовсе ни при чем.

Python — язык программирования высокого уровня, предназначенный для самого широкого круга задач. С его помощью можно обрабатывать различные данные, создавать изображения, работать с базами данных, разрабатывать Web-сайты.

Гвидо ван Россум

Разработка языка Python была начата в конце 1980-х годов сотрудником голландского института CWI Гвидо ван Россумом. Опубликован исходный текст в феврале 1991 года.

Чтобы установить Python в системе Microsoft, откройте веб-браузер, введите адрес http://www.python.org/ и скачайте последнюю версию программы-установщика Python 3 для Windows (для этого зайдите в меню Downloads и выберите Windows).

Гвидо ван Россум — голландский программист, прежде всего известный как автор языка программирования Python. Среди разработчиков Python Гвидо известен как «великодушный пожизненный диктатор» (BDFL) проекта, что означает, что он продолжает наблюдать за процессом разработки Python, принимая окончательные решения, когда это необходимо. С июля 2018 года Гвидо ушел в постоянный отпуск от диктаторства, оставив за собой право быть обычным разработчиком.

Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Python, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

  • латинские прописные и строчные буквы ( А, В, С, . X, Y, Z, а, b, с, . х, у, z );
  • русские прописные и строчные буквы (можно использовать, но это является очень плохим стилем);
  • арабские цифры ( 0, 1, 2, . 7, 8, 9 );
  • специальные символы (знак подчёркивания » _ «; знаки препинания » . , : ; » «» ! «; круглые, квадратные и фигурные скобки » (), [], <> «; знаки арифметических операций » +, -, *, /, =, >, » и » @, $ «, » # » — знак однострочного комментарий и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

«»» и «»» или »’ и »’ — утроенные кавычки или апострофы (начало и конец комментария, многострочный комментарий).

В языке существует также некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. В таблице 3.1 приведены основные служебные слова, которые мы будем использовать при записи программ на языке Python.

Для обозначения переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчёркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания.

Прописные и строчные буквы в именах различаются, например, f и F — две разные переменные.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем использовать имена, передающие смысл объекта.

Служебные слова языка Python
Таблица 3.1 Служебные слова
Служебные слово языка Python Значение служебного слова
and и
break прервать
else иначе
False ложь
float вещественный (с плавающей точкой)
for для
if если
input ввод
int целый
list список (массив)
or или
print печать
str строковый (цепочка символов)
True истина
while пока
Типы данных, используемые в языке Python

В языке Python используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных (таблица 3.2).

Типы данных, используемые в языке Python
Таблица 3.2 Раздел описания типов
Название Обозначение Допустимые значения Пример
Целочисленный int (integer) сколь угодно большие, размер ограничен оперативной памятью 325
Вещественный float Любые числа с дробной частью 9.23 0.0 -1.7e-6
Строковый str (string) Любые символы из таблицы Unicode «hello! » «x=»
Логический bool (boolean) False и True

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

Тип переменной определяется в тот момент, когда ей присваивается новое значение.

Первая программа на языке Python

Изучение языков программирования принято начинать с программы, выдающей надпись: «Привет, мир!». Посмотрим, как это будет выглядеть на Python:

Программы на языке Python чаще всего выполняются интерпретатором, который читает очередную команду и сразу её выполняет, не переводя всю программу в машинный код конкретного процессора. Можно работать в двух режимах:

  • через командную строку (в интерактивном режиме), когда каждая введённая команда сразу выполняется;
  • в программном режиме, когда программа сначала записывается в файл (обычно имеющий расширение .ру )

Для запуска программы выбираем в меню Пуск/Программы/Python 3.?/IDLE. В результате откроется окно PythonShell, в котором символы >>> означают приглашение ввести команду. После ввода строки нажимаем клавишу Enter . На следующей строке сразу отобразиться результат, а далее приглашение для ввода новой команды. Последовательность выполнения показана ниже:

Первая программа

Примечание: символы >>> вводить не нужно, они вставляются автоматически

Для создания файла с программой в меню File выбираем пункт NewFile. В открывшемся окне набираем код Первой программы, а затем сохраняем его под именем test.py , выбрав пункт меню File/SaveAs. Запустить программу на выполнение можно, выбрав пункт меню Run/RunModule или нажав клавишу F5 .

Существуют ресурсы для запуска и отладки программ на Pythononline. Например:

Оператор присваивания. Вычисления

Выражения в языке Python конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Нельзя указывать в правой части выражения переменные, которые не были заранее созданы (определены). Так для переменных c и d все входящие переменные были заданы выше.

Следующая строка ошибочна

так как переменная x из правой части ранее не была создана.

В Python разрешено множественное присваивание.

Запись а = b = 0 равносильна паре операторов b = 0; а = 0

Так же часто используют сокращенную запись арифметических операций:

Таблица сокращений
Сокращенная запись Полная запись
a += b а = а + b
а -= b а = а — b
а *= b а = а * b
а /= b а = а / b
САМОЕ ГЛАВНОЕ

В языке Python используются различные типы данных: целочисленный ( int ), вещественный ( float ), строковый ( str ), логический ( bool ) и другие.

Тип переменной определяется в тот момент, когда ей присваивается новое значение.

В Python можно работать в двух режимах:

  • через командную строку (в интерактивном режиме), когда каждая введённая команда сразу выполняется;
  • в программном режиме, когда программа сначала записывается в файл (обычно имеющий расширение .ру )

Учитель информатики

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Информатика. 8 класса. Босова Л.Л. Оглавление

Ключевые слова:

• язык программирования
• программа
• алфавит
• служебные слова
• типы данных
• структура программы
• оператор присваивания

Языки программирования — это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер. Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.

Существует несколько тысяч языков программирования. Мы с вами познакомимся с языком программирования Паскаль, который был разработан в 70-х годах прошлого века Никлаусом Виртом (Швейцария). Своё название этот язык получил в честь французского учёного Блеза Паскаля, известного не только своими достижениями в математике, физике и философии, но и созданием первой в мире механической машины, выполнявшей сложение двух чисел.

Язык Паскаль считается универсальным языком программирования, так как он может применяться для записи алгоритмов решения самых разных задач (вычислительных, обработки текстов, построения графических изображений, поиска информации и т. д.).

Он поддерживает процедурный стиль программирования, в соответствии с которым программа представляет собой последовательность операторов, задающих те или иные действия 1 .

1 С другими стилями программирования вы познакомитесь при изучении курса информатики в 10-11 классах.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

Рекомендуем вам зайти на сайт (http://pascalabc.net) — PascalABC.NET. Здесь вы найдёте много полезной информации для начинающих программистов, сможете скачать систему программирования PascalABC.NET.

3.1.1. Алфавит и словарь языка

Основой языка программирования Паскаль, как и любого другого языка, является алфавит — набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. Это:

• латинские прописные буквы (А, В, С, …, X, Y, Z);
• латинские строчные буквы (а, Ь, с, …, х, у, z);
• арабские цифры (0, 1, 2, …, 7, 8, 9);
• специальные символы (знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.).

В качестве неделимых элементов (составных символов) рассматриваются следующие последовательности символов:

:= (знак операции присваивания);
>= и

Для обозначения констант, переменных, программ и других объектов используются имена — любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчёркивания, начинающиеся с буквы или символа подчёркивания.

Прописные и строчные буквы в именах не различаются.

Длина имени может быть любой. Для удобства мы будем пользоваться именами, длина которых не превышает 8 символов.

3.1.2. Типы данных, используемые в языке Паскаль

В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из так называемых простых типов данных (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Некоторые типы данных в языке Паскаль

1 1 integer — основной, но не единственный тип для работы с целочисленными данными. Дополнительную информацию по этому вопросу вы можете найти в справочниках по программированию на языке Паскаль.

В вещественном числе целая часть от дробной отделяется точкой, при этом перед точкой и после неё должно быть, по крайней мере, по одной цифре. Пробелы внутри числа недопустимы.

3.1.3. Структура программы на языке Паскаль

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) блок описания используемых данных;
3) блок описания действий по преобразованию данных (программный блок).

Заголовок программы состоит из служебного слова program и имени программы. После имени программы ставится точка с запятой.

Блок описания данных состоит из раздела описания констант (const), раздела описания переменных (var) и некоторых других разделов 2 . В разделе описания переменных указываются имена используемых в программе переменных и их типы.

2 В 8 классе мы ограничимся рассмотрением разделов описания констант и переменных, оставив изучение других разделов для старшей школы.

Имена переменных одного типа перечисляются через запятую, затем после двоеточия указывается их тип; описание каждого типа заканчивается точкой с запятой. Ниже приведён пример раздела описания переменных:

Программа может не иметь заголовка; в ней может отсутствовать блок описания данных. Обязательной частью программы является программный блок. Он содержит команды, описывающие алгоритм решения задачи. Программный блок начинается со слова begin и заканчивается словом end с точкой.

Ниже приведён общий вид программы:

Операторы — языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения задачи.

Точка с запятой служит разделителем между операторами, а не является окончанием соответствующего оператора.

Перед оператором end точку с запятой ставить не нужно.

3.1.4. Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, — присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти; оно осуществляется оператором присваивания, аналогичным команде присваивания алгоритмического языка. Общий вид оператора:

Операция присваивания допустима для всех приведённых в табл. 3.2 типов данных. Выражения в языке Паскаль конструируются по рассмотренным ранее правилам для алгоритмического языка.

Рассмотрим процесс выполнения операторов присваивания на следующем примере:

При выполнении оператора а:=10 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем а заносится значение 10; при выполнении оператора b:=5 в ячейку оперативной памяти компьютера с именем b заносится значение 5. При выполнении оператора s:=a+b значения ячеек оперативной памяти с именами а и b переносятся в процессор, где над ними выполняется операция сложения. Полученный результат заносится в ячейку оперативной памяти с именем s (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Процесс выполнения оператора присваивания

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Паскаль — универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.

В языке Паскаль используются различные типы данных: целочисленный (integer), вещественный (real), символьный (char), строковый (string), логический (boolean) и другие.

В программе, записанной на языке Паскаль, можно выделить:

1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).

Общий вид программы:

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику. Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа? Какими слайдами вы могли бы дополнить презентацию?

2. В честь кого назван язык программирования Паскаль? Подготовьте краткую биографическую справку об этом учёном.

3. Почему язык программирования Паскаль считается универсальным?

4. Что входит в состав алфавита языка Паскаль?

5. Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль?

6. Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль.

7. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль?

8. Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль?

9. Как записывается раздел описания переменных?

10. Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления:

а) значения функции у = х 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

11. Опишите процесс выполнения операторов присваивания. а:=3; b:=4; а:=а+b

12. Запишите оператор для:

а) вычисления среднего арифметического переменных х1 и х2;
б) уменьшения на единицу значения переменной k;
в) увеличения на единицу значения переменной i;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.

§ 3.1. Общие сведения о языке программирования Паскаль

Какие символы можно использовать при записи программы на языке Паскаль?

Ключевые слова: Алфавит языка Паскаль,

Изучение алфавита языка лучше всего начинать на примере стандартной программы, используемой при изучении любого языка программирования:

Первое, что мы узнаем — какие же буквы, символы, значки можно использовать в программе на Паскале. Ведь алфавит — конечный набор знаков, из которых строятся все конструкции, — является основой любого языка.

Далее перечислены составляющие алфавита языка Паскаль:

  • цифры (обычные десятичные арабские);
  • латинские буквы, прописные и заглавные (будем их в дальнейшем называть маленькими и большими). К буквам еще относится символ «_» (подстрочник или нижнее подчеркивание), так как он используется именно в качестве буквы. Во многих конструкциях языка маленькие и большие буквы не различаются;
  • специальные символы.

К специальным символам относятся разделители (пробел, разные скобки, знаки препинания, апострофы), знаки арифметических операций, операций сравнения, например:

Есть среди специальных символов и такие, которые при печати на клавиатуре обозначаются двумя значками (парные символы):

В языке они интерпретируются как один символ (писать символы, входящие в пару, надо обязательно подряд, в одной строке без пробела).

Особое место среди специальных символов занимают служебные (зарезервированные) слова. В языке имеется фиксированный небольшой набор (несколько десятков) слов, зарезервированных для определенных целей (для любых других целей их использовать запрещается). Для того чтобы отличить служебные слова от других наборов символов, в учебниках их принято выделять жирным шрифтом или курсивом, писать с большой буквы, на письме — подчеркивать. Служебные слова состоят из букв — символов алфавита, однако мы их выделяем как особые неделимые единицы алфавита языка.

Мы здесь не задаемся целью привести полностью весь набор символов, допустимых в языке, не предъявляем список служебных слов для заучивания — со всеми этими объектами мы познакомимся в процессе изучения материала.

Перечисленные символы входят в стандарт языка и используются для написания его конструкций. Однако для написания подсказок пользователю или некоторых конструкций в процессе работы программы этих символов бывает недостаточно. Для адаптации программы под пользователей разных стран в язык ввели четвертую группу символов, не входящую в стандарт языка. Это символы национального алфавита, они имеют особый статус, их использование ограничено.

В естественном языке из символов алфавита составляются слова, фразы. Так и в Паскале из символов алфавита строятся сложные конструкции: имена, константы, операторы и, в конце концов, целая программа.

Вернемся к нашей программе, посмотрим, какие элементы алфавита мы в ней использовали.

Слова Program, Begin, End относятся к служебным. Как видим, служебные слова «заимствованы» из английского языка, так что выучить их будет несложно. Большие и маленькие буквы в служебных словах Паскаль не различает.

В нашей программе использовано много разделителей, а вот никаких знаков операций нет. Во второй строке мы видим текст на русском языке. Это — комментарий, пояснение к программе. Комментарий представляет собой один из особых случаев, где можно использовать символы национального алфавита.

Также в нашей программе использованы имена и константы.

Константы. С точки зрения языка константы определяют изображения значений, запись которых подчиняется определенным правилам. Константы могут быть числовые, логические, символьные и строковые (об этом мы, естественно, поговорим подробнее позже).

В нашей программе присутствует одна константа-строка:

Текст, составляющий содержимое константы-строки, заключен в символы-апострофы. В строковой константе (внутри апострофов) также можно использовать символы национального алфавита (и вообще любые символы, которые есть на клавиатуре). При этом большие и маленькие буквы различаются. Так, константы ‘TIGR’, ‘tigr’ и ‘Tigr’ — различные.

Имена. Объекты программы (переменные, функции, процедуры) должны иметь имена (идентификаторы). Иногда эти имена определены заранее, они называются стандартными (например, существует функция sin ). В отличие от служебных слов назначение стандартного идентификатора может быть переопределено программистом (но делать это без особых причин во избежание путаницы не следует). Большинство же имен в своей программе придумывает программист.

В нашей программе именем является слово FIRST , мы его придумали, оно не определено языком. Writeln — тоже имя, но оно стандартное.

Имена (часто их называют идентификаторы) могут состоять из букв и цифр, начинаться должны с буквы, причем под буквами мы здесь подразумеваем только латинские буквы и значок «_». Большие и маленькие буквы в именах язык не различает. Длина имени, вообще говоря, не ограничивается (хотя понятно, что превышать длину строки она никак не может), но различаются идентификаторы по некоторому количеству первых символов (в большинстве версий — 63). Например, имена

A, A234, X45G, Dlina, Summa_Otr, Cos3 — правильные;

234A, СТОЛ, Summa-otr, cos(3) — неправильные;

KROKODIL, krokodil, Krokodil, KrokoDil — одинаковые.

Конспект урока по информатике «Алфавит языка Паскаль».

Какие символы можно использовать при записи программы на языке Паскаль?

1. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЯЗЫКА

Алфавит (разрешенный к использованию набор символов) языка Паскаль составляют:

1. Прописные и строчные (воспринимаются одинаково) буквы латинского алфавита: А, В, …, Z, а, в, …, z .

2. Цифры от 0 до 9.

3. Символ подчеркивания “ _ ”.

4. Специальные символы :

; точка с запятой

$ знак денежной единицы

^ тильда (стрелка вверх)

Комбинации специальных символов могут образовывать составные символы:

меньше или равно

> = больше или равно

Примечание. Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы, например, ‘Текст на русском языке’.

Слова

Слова – это неделимые последовательности символов алфавита, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл.

Слова делятся на зарезервированные слова и идентификаторы (имена). Идентификаторы, в свою очередь, делятся на стандартные и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и навсегда определенный смысл.

Зарезервированные слова языка Паскаль

остаток от деления

Идентификаторы (имена) используются для обозначения программ, переменных и постоянных величин, процедур, функций.

Общие правила написания идентификаторов

1. Идентификатор может состоять только из букв, цифр и символа подчеркивания.

2. Идентификатор начинается только с буквы или символа подчеркивания (ис ключение составляют метки, которые могут начинаться с цифры).

3. Максимальная длина идентификатора 127 символов, но значимы только первые 63.

4. Между двумя идентификаторами должен быть, по крайней мере, один пробел.

Стандартные идентификаторы предназначены для обозначения стандартных, т.е. заранее определенных, объектов (констант, процедур и функций), например, integer , sin , cos , write .

Идентификаторы пользователя применяются для обозначения объектов, определенных самим программистом. При их записи следует учитывать, что: 1) идентификаторы в программе должны быть уникальными; 2) нельзя использовать в качестве идентификаторов пользователя зарезервированные слова и стандартные имена; 3) имена для объектов программы надо выбирать так, чтобы они наилучшим образом отражали их значение.

Примеры записи идентификаторов пользователя:

a , t1, r_756, summa – правильно;

cos , while , c# , сумма – неправильно.

Общая структура программы на Паскале

В Паскаль – программе могут быть написаны следующие разделы (рис.1):

1. Заголовок программы.

2. Раздел объявлений.

3. Тело программы (основной блок программы).

список используемых библиотек (модулей);

список меток в основном блоке программы;

определение констант программы;

определение глобальных переменных программы;

Основной блок программы

Рис. 1. Полный вариант структуры Паскаль — программы

Заголовок программы состоит из зарезервированного слова program и идентификатора программы.

Раздел объявлений может включать в себя любое количество объявлений используемых библиотек, меток, констант, типов, переменных, процедур и функций.

Правило. В любом месте программы можно использовать лишь те элементы, которые были объявлены ранее по тексту программы.

Основной блок – это собственно программа, использующая всё, что было объявлено. Он начинается словом begin и заканчивается словом end с точкой. После завершающей точки любой текст игнорируется.

Основной блок состоит из операторов (предложений языка программирования), записанных в соответствии с алгоритмом. Операторы отделяются друг от друга символом “ ; ”.

Операторы подразделяются на простые и структурные. К простым операторам относятся операторы присваивания, перехода, процедуры. К структурным – операторы условия, выбора, цикла, составные. Составной оператор представляет собой последовательность операторов, заключенных в слова begin и end .

Программист, набирая те кст пр ограммы, имеет право произвольно располагать строки на экране. Однако программа легче читается, если в строке записывается только один оператор, а логически подчиненные структуры записаны на одну строку ниже и на одну–две позиции правее по отношению к более старшим .

x , y , summa : real ;

writeln (‘Сумма x и y равна’, summa );

Константы и переменные

Константы – это элементы данных, значения которых не меняются в процессе выполнения программы. Константы задаются идентификаторами пользователя и описываются в разделе, который начинается зарезервированным словом const .

Пример описания констант:

t=13.4; max=1000; eps=0.15E – 5; myna m e= ‘Петя Иванов’;

Переменные – это величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая переменная принадлежит к определенному типу данных. Имена переменных и их типы объявляются в разделе, который начинается зарезервированным словом var .

Пример объявления переменных.

Для лучшего понимания программы в ней может быть записан произвольный текст – комментарий. Комментарий можно записать в любом месте программы, где разрешен пробел. Текст комментария ограничен символами < >или (* *) и может содержать любые комбинации латинских и русских букв, цифр и других символов алфавита языка Паскаль. Ограничений на длину комментария нет, он может занимать несколько строк.

Борис Аладышкин/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с современными технологиями и программным обеспечением. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Борис Аладышкин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Itsovet61.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: