Для чего нужен формат RAW?

Зачем нужен RAW-формат?

Для чего нужен формат RAW?

Зачем нужен RAW-формат?

Если вы посмотрите спецификацию хорошего цифрового фотоаппарата, то непременно увидите графу “форматы”. В ней, как правило, указаны форматы JPEG, TIFF и RAW. Последний иногда называется производителями камер по-разному, так, для Никона это NEF, для Олимпуса – ORF, для Canon — CR2 . Если JPEG всем хорошо знаком, TIFF, в общем, тоже понятен, то введение дополнительного, нестандартного формата вызывает вопрос – а зачем он, собственно, нужен, тем более, что при попытке съемки в этом формате оказывается, что размер файла большой, не все программы-просмотрщики его видят, в общем – ничего полезного…

Матрица цифровика снимает, разумеется, не в JPEG. В файл-картинку кадр преобразуется при помощи программного обеспечения камеры. И преобразуется в соответствии с установками, которые вы выбрали для съемки. Преобразование часто бывает нетривиальным и многоступенчатым, и, как это случается с чересчур умными программами, при неудачном стечении обстоятельств может полностью испортить кадр.

Сначала камера определяет, не выставлена ли пользователем повышенная чувствительность матрицы. Если да, то данные с матрицы умножаются на соответствующий коэффициент. Если чувствительность матрицы вашей камеры ISO 100, а вы поставили 200, то будет умножено на 2. Если стоит автоматическая коррекция чувствительности, то выбирается значение, выставленное камерой в соответствии с оценкой кадра экспозамером и алгоритмом взаимодействия параметров чувствительности/выдержки/диафрагмы/параметров вспышки.

Затем выясняется, какой баланс белого стоит, и данные с каждого канала корректируются в соответствии. Если выставлен параметр “авто” для баланса белого, то камера сама пытается выбрать наиболее подходящий режим, исходя из цветовой гаммы кадра, иногда по очень замысловатому алгоритму. Затем накладываются установки яркости и контрастности. Затем анализируются и применяются установки программных фильтров. Их может быть очень много – от банального повышения резкости и гашения шумов до хитрых фильтров вытягивания убитых теней и коррекции красных глаз.

Все это сделано для облегчения пользователю процесса получения готового кадра. В большинстве случаев камеры делают это вполне корректно, как и было задумано. Но, как уже было сказано, могут быть и сложности.

Сжатие JPEG.

Современные камеры обычно предлагают несколько (от 3 до ручного выставления цифры) степеней сжатия для сохранения кадра в JPEG. Сжатие – основной параметр, отличающий JPEG от классических форматов, таких как TIFF, BMP и иже с ними. Появление алгоритма сжатия изображения с потерей качества произвело настоящий фурор, так как позволило уменьшить объем, необходимый для хранения изображений, в несколько раз. Уровень сжатия – параметр, отвечающий за размер и качество сохраняемой картинки. Чем выше сжатие, тем больше потери качества и меньше размер.

В разных реализациях этот параметр JPEG называется и шкалируется по-разному. Скажем, Adobe Photoshop предлагает выбрать качество изображения от 0 до 12, ACDSee – тоже качество от 0 до 100%, фотокамеры предлагают выбор размера файла «Large, Normal, Small» или выбор уровней сжатия из набора «High, Normal, Low» или качество из того же набора «High, Normal, Low». Важно иметь в виду, что уровень сжатия High соответствует уровню качества Low и размеру файла Small и наоборот.

При небольшом сжатии (высоком качестве) потери почти незаметны, даже некоторые издательства принимают такие кадры (хотя многие требуют TIFF), среднее сжатие сойдет для печати 10х15 или просмотра на мониторе, высокое сжатие (низкое качество) приемлемо только в качестве компромисса между недостатком места на карточке и желанием сделать побольше снимков.

Формат TIFF в этом смысле является аналогом несжатого JPEG, поэтому, если вы не хотите потерять даже минимальной информации из изображения в угоду экономии места, то TIFF спасает.

Есть, правда, тонкость. Матрица камеры дает глубину цветности 12-14 бит на канал. JPEG – 8 бит на канал. То есть, происходят неминуемые (хотя и практически незаметные на глаз) потери информации, заложенные в самом выборе формата записи. TIFF же может иметь 8 или 16 бит на канал, что позволяет во втором случае в большей степени использовать данные с матрицы. По непонятной причине многие камеры, предлагая запись в TIFF, все равно используют 8-битную глубину цветности, игнорируя возможности формата.

Как уже было сказано, при печати необработанной фотографии и, тем более, при просмотре ее на мониторе, разницы вы не увидите. Но если вам придется обрабатывать кадр с целью вытянуть завалы в тенях или слишком ярких (но не пересвеченных) участков, или исправить грубую ошибку в выборе баланса белого, то потеря информации может дурно сказаться на результате.

Самое тонкое место – программные фильтры камеры. Неудачно выставленная или неудачно выбранная программой камеры контрастность может убить тени или создать пересветы, которых не было на матрице.

Недорогие компакты построены на недорогих матрицах, а значит — на матрицах малочувствительных и шумных. Малейший недостаток света создает на кадре цветное зерно, что выглядит уродливо. Это связано с тем, что уровень шумов растет пропорционально выставленному увеличению чувствительности и пропорционально выдержке (некоторые виды шумов – пропорционально корню квадратному от выдержки), и чистый кадр удается получить только при короткой выдержке без увеличения чувствительности – то есть при ярком освещении.

Для того, чтобы не пугать пользователя и не заставлять его обрабатывать кадр при помощи компьютера, во многие камеры встроены простейшие фильтры гашения шума. Именно простейшие – грамотная работа с шумами требует продвинутых алгоритмов, и компьютерные программы для работы с шумами работают весьма не быстро. Куда уж там процессору фотоаппарата… Поэтому вместе с шумами убиваются и мелкие фактуры – волосы, шерсть животных, текстура ткани.

Особенная беда в том, что некоторые производители настолько заботятся о клиенте, что управление базовым «улучшением» картинки выведено из ведения пользователя. Отключить часть фильтров бывает просто нельзя. Между тем, если вы намерены облагородить кадр фотошопом или гимпом, то любой наложенный камерой фильтр сработает против вас – большой компьютер справится с теми же задачами гораздо лучше.

Поэтому полезно иметь доступ к исходному изображению, не испорченному никаким самонадеянным софтом.

Для этих целей и был введен формат RAW.

RAW – это всего лишь запись яркостей всех пикселей матрицы плюс информация об установках фотокамеры. Разница в форматах объясняется тем, что разные производители пишут сигнал в разном порядке, да и для разных матриц этот порядок несколько отличается. Adobe был предложен единый формат RAW под названием DNG, но распространенность его пока не повсеместна.

Тем не менее, существует много программ, способных преобразовывать RAW почти с любых камер в изображение, пригодное для дальнейшей работы с ним. Фильтр импорта RAW вставлен в Adobe Photoshop начиная с версии CS.

Выбор конвертера – вопрос личных предпочтений. Кому-то приятнее получить максимально «честную» картинку, кто-то порадуется дополнительным возможностям и автоматическому предложению использовать для конвертации установки камеры.

Из популярных конвертеров следует отметить dcraw, SharpRaw, Bible, Adobe RAW Converter, Raw Photo Processor.

Иногда формат RAW предлагает хитрости, не предусмотренные производителем. Так, например, Nikon D1X, уже не топовая, но достаточно популярная 6-мегапиксельная модель, имеет матрицу не соответствующего кадру размера. Кадр получается 3008х1960 пикселей, а матрица содержит 4020х1310 элементов. Результирующий кадр получается путем преобразования, с восстановлением недостающей информации по вертикали при помощи избыточной информации по горизонтали. Однако, если сырое изображение 4020х1310 растянуть вдвое по вертикали, то у нас выйдут «почти честные» 10,5 мегапикселей. Качество получаемой этим способом картинки таково, что владельцы указанной модели предпочитают работать только в RAW.

Таким образом, RAW нужен в тех случаях, когда фотограф хочет избежать возможных потерь, иметь в своем распоряжении все, что фотоаппарат смог получить через объектив, и самому решать, какую коррекцию и в какой степени накладывать.

© Иоганн Сваммердам (Александр Лебедев)

Что такое RAW формат и почему нужно снимать в нем

RAW — это то, как увидел снимаемую сцену ваш фотоаппарат.

Это сырой слепок снятой сцены с матрицы фотоаппарата без какой-либо обработки внутри камеры.

Вы видите снимок таким, каким видит его матрица камеры:

  • Менее контрастным
  • Менее насыщенным
  • С большим динамическим диапазоном

Каждый производитель использует свое расширение для файлов для RAW формата. У Canon это cr2, у Nikon — nef, а у Pentax — dng.

Для чего нужна съемка в raw

Она позволяет исправить ошибки съемки при конвертации, не нанося большого ущерба техническому качеству фотографии.

Вы можете легко подправить экспозицию или баланс белого, не добавляя шумов и артефактов сжатия. Исправить искажения объектива или наложить виньетку.

Формат RAW содержит большой массив данных, что позволяет программам вносить серьезные изменения, не ухудшая исходного качества кадра.

Как будто вы просто пересняли кадр с другими параметрами съемки.

Съемка в RAW не отменяет правильную композицию, экспозицию и умение все это делать.

Не считайте, что можно вытянуть любой кадр из RAW и исправить любые огрехи съемки. Хороший кадр с убитой экспозицией вытянуть сложно.

Зачастую и невозможно, если говорить о технически качественной фотографии.

Нужно ли снимать только в RAW формате

Не нужно впадать в крайность.

Если глубокое редактирование снимка не планируется, то съемка в RAW избыточна.

Формата JPG хватает для обычной фотосъемки в домашний альбом или для социальных сетей при умении экспонировать снимок и строить кадр.

Вы правильно экспонируете кадр, фотоаппарат добавляет насыщенности и резкости при конвертации RAW в JPG внутри себя.

На выходе вы получаете вполне пригодный снимок для домашнего альбома или печати в формате jpg.

При съемке в критичных условиях для фотоаппарата, формат RAW предоставит больше возможностей при исправлении проваленных теней, пересветов, баланса белого и контраста.

Он обеспечивает большее качество итоговой фотографии при глубоком редактировании и ретуши снимков.

Стоит ли фотографировать в RAW?

Да, но нужно понимать его плюсы и минусы в конкретных условиях съемки.

Профессиональная же коммерческая ретушь и обработка немыслима без raw формата.

Почему RAW серый и блеклый

Файл RAW это слепок с матрицы фотоаппарата, который не подвергся никакой обработке внутри камеры.

На экране фотоаппарата вы видите JPG версию снятого RAW файла. Фотоаппарат же сохранит снимок на флешку в том формате, который указан в настройках камеры.

Поэтому многие начинающие теряются, увидев серенькие бледные фотографии вместо тех сочных снимков, что показывал фотоаппарат на своем дисплее.

И для возврата былой сочности RAW нужно сконвертировать в JPG, TIFF или передать для глубокой обработки в фотошоп.

Ручная конвертация RAW на голову превосходит ту, что делает камера автоматически. Но для этого нужно уметь использовать программы RAW конвертации.

Конвертация RAW формата

Рав это формат сырого изображения, и для дальнейшей работы его переводят в более удобные форматы jpeg или tiff, применяя программы — конвертеры.

На фотографии вы видите переведенный на скорую руку raw файл с наложенной имитацией пленки. При обработке RAW был исправлен баланс белого, осветлены тени и добавлена резкость.

Фотоаппарат с подобный качеством конвертировать не умеет.

Чем открыть RAW для конвертации?

Программ конвертации множество, но наиболее известны в среде профессионалов:

  • Adobe Camera RAW (ACR)
  • Adobe Lightroom
  • Capture One

Модуль Camera RAW встроен в фотошоп, и автоматически запускается при попытке открыть RAW через фотошоп.

Также модуль ACR можно использовать как фильтр, накладываемый на слой с изображением при работе в фотошопе.

В этом сила, брат.

Lightroom это рабочая лошадка коммерческих фотографов, снимающих на потоке.

Легкость обработки кучи фотографий одним пакетом и одним пресетом выводят ее на первый план при потоковой съемке.

Свадебщики и любители пресетов за репост обожают лайтрум.

Capture One позволяет легко получать маски по цветовому диапазону, включая маску кожи.

Это существенно облегчает обработку и ретушь, но фанатов у программы сравнительно немного.

Вы легко найдете сотни часов обучающего видео по любой программе на Ютубе.

Суть проста, как два рубля одной монеткой.

Передвигая слайдеры тонового диапазона или настройки цвета, добейтесь соответствия изображения вашему замыслу, пониманию прекрасного или галлюцинациям.

Автор сей статьи предпочитает связку Camera RAW и Photoshop. Но автор не работает на поточной съемке, где предпочел бы удобство каталога Lightroom’а.

Техническое описание процесса конвертации вы можете узнать здесь на отличном ресурсе Cambridge In Color.

Когда нужно снимать и обрабатывать в формате RAW

Когда вам нужен качественный результат, а не скорость отдачи отснятого материала.

Если вы желаете снимать портреты, работать с предметкой или осваивать съемку интерьеров, то формат RAW обязателен.

Пытаясь обработать или отретушировать в фотошопе или лайтруме внутрикамерный jpg, вы будете работать с файлом, который уже претерпел программное сжатие и обработку внутри камеры.

Сжатие приводит к уменьшению плотности пикселей на снимке, уменьшению видимого количества цветов и их вариативности, и, возможно, артефактам сжатия или пикселизации изображения при сильном изменении кадра.

Ручная конвертация в лайтруме или Camera RAW позволяет отнестись к снимкам бережнее, что приводит к отсутствию вышеуказанных проблем.

Вы используете изначально больший динамический диапазон, что позволяет избежать проявления дефектов при редактировании снимка.

Иначе говоря, программную мощь лайтрума или фотошопа в фотоаппарат не затолкать.

Внутри фотоаппарата работают более примитивные алгоритмы конвертации, настроенные на некий усредненный результат, который устроит гипотетическую домохозяйку.

К слову сказать, некоторые профессиональные фотоаппараты не умеют снимать в jpg в принципе.

Про то, что при ручной конвертации можно нарисовать маленький шедевр прямо в лайтруме или ACR, я говорить не буду.

Довольно неплохой обучающий ролик, рекомендую к просмотру. Не бойтесь английской озвучки. Все понятно и без слов.

Что выбрать

В интернете популярны споры о том, что лучше raw или jpg. Их нельзя сравнивать, поскольку это разные инструменты, служащие разным целям.

Если вы не знаете, какой формат съемки использовать, то выставите в настройках съемку в формате raw+jpg.

Снимая, вы получите два варианта одного кадра.

Многие отвергают этот способ, поскольку занимается большой объем карты памяти и запись кадра происходит несколько медленнее.

Однако карта памяти большого объема и высокого класса позволяет избежать этих проблем.

Карта 64 Gb 10 класса спасет любого начинающего фотографа при любом формате съемки.

Подробнее про плюсы и минусы каждого формата вы можете прочитать в статье: «RAW или JPEG и в каком формате фотографировать».

Что такое RAW-формат и с чем его едят?

Во всех профессиональных фотокамерах – а в последнее время и во многих любительских – есть возможность сохранять фотографии в формате RAW. На самом деле это общее название, и в зависимости от производителя фотоаппарата у фотографий может быть расширение .NEF, .CR2, .ARW и другие. Многие читатели наверняка сталкивались с проблемой просмотра RAW-фотографий: пришёл домой, скопировал фото, а его не открывает ни стандартная программа просмотра изображений, ни даже ACDsee. Да и «весят» эти фотографии в несколько раз больше, чем обычный jpeg. Зачем же всё-таки нужен этот RAW, да и нужен ли вообще?

Формат RAW – это «сырой» формат фотоаппарата. Что это значит? Попытаемся разобраться. Во время съёмки свет каким-то хитрым образом, причём для нас даже не важно каким, действует на матрицу, после чего световой сигнал превращается в оцифрованный электрический. Фактически получаются нули и единички в огромном количестве. При записи в jpeg камера вначале обрабатывает полученное изображение, а затем ужимает и сохраняет фотографию. И если начать исправлять такую фотографию в графическом редакторе, то потеря качества будет очень значительной. Таким образом, при съёмке в jpeg записывается ровно столько информации, сколько нужно для использования на обычных мониторах и принтерах, то есть 8 бит/канал, а с современных матриц получают информации намного больше, обычно 12 бит/канал или вовсе 14. То есть если ошиблась автоматика и кадр получился тёмным или засвеченным, подкачал баланс белого или перестарался внутрикамерный шумодав, то из jpeg крайне тяжело получить обработкой в редакторе нормальную фотографию.

Выбор формата в меню фотоаппарата

Выбор формата в меню фотоаппарата

Таким образом, при использовании RAW легко и качественно исправляется экспозиция. К тому же многие параметры изображений, которые задаются на камере, можно указать не перед съёмкой, а после её. Это такие настройки, как баланс белого, стиль изображения, насыщенность, контраст и резкость.

Пример исправления баланса белого:

Баланс белого до исправления

Баланс белого до исправления

Исправленный баланс белого

Исправленный баланс белого

Помимо этого, в фотографиях, полученных из RAW, детализация намного лучше, чем при использовании jpeg сразу при съёмке. Такой парадокс связан с использованием в фотоаппарате более грубых алгоритмов обработки из-за гонки за скоростью. Также RAW позволяет легко исправлять оптическое несовершенство техники.

Пример исправления дисторсии – искажения объекта из-за несовершенства конструкции объектива (объектив Canon 18-55 3.5/4.5 на 18 мм, автоматическое исправление в DPP 3.3.1.1):

Пример исправления хроматических аберраций – цветовой каймы, которая появляется на контрастных объектах на краю кадра:

Исправление хроматических аберраций

Исправление хроматических аберраций

Как видим, в теории всё просто замечательно: можно выставить на камере сохранение в RAW и вообще забыть про экспозицию и баланс белого, режим выбрать хоть ручной и снимать всё подряд на одних и тех же установках, ведь потом всё можно откорректировать за минуты. Но на практике приходится жертвовать памятью на флешке, да и на жёстком диске RAW-файлы занимают немало места. К тому же возможностей исправления экспозиции в RAW хоть и больше, чем при съёмке в jpeg, но всё же они не являются безграничными. Более того, при использовании высоких чувствительностей ISO крайние биты в RAW получаются сильно зашумленными. Поэтому при коррекции экспозиции на компьютере шумов становится намного больше при малейших исправлениях.

Хотя есть и другие проблемы. И самая большая из них – это преобразование RAW-файла в «нормальный» формат, который можно просмотреть без специальных программ на любом компьютере. Вернее даже, проблема не в самом преобразовании, а в выборе программы, осуществляющей конвертацию, например, из RAW в jpeg.

Существует неимоверное множество RAW-конвертеров, у каждого из которых – свои особенности и преимущества. Но при всём этом конвертерам свойственно отличие внутрикамерного jpeg от сконвертированного из RAW при всех настройках по умолчанию, какой бы конвертер ни использовался. Причём, как ни парадоксально, это касается и родных конвертеров. Например, фотографии, сделанные фотоаппаратом Canon EOS 40D при свете ламп накаливания и сконвертированные с помощью Digital Photo Professional 3.3 для Canon, имеют красноватый оттенок при сравнении с внутрикамерным jpeg.

Это, конечно, мелочь, но согласитесь, что неприятная: если сам производитель фотоаппарата поставляет с камерой программное обеспечение, которое не даёт полного соответствия цветов при конвертации с настройками по умолчанию (по сравнению с внутрикамерным jpeg), то что уж можно говорить о различных сторонних производителях!

Также стоит отметить, что нет единого стандарта RAW – каждый производитель фотоаппаратов предлагает свой «сырой» формат. Более того, даже у одного производителя с выпуском новых фотокамер «сырой» формат претерпевает изменения, и поэтому новые RAW-файлы со старыми программами, увы, не работают. Хотя и сильно старые RAW-форматы могут не открываться новыми программами для конвертации.

Теперь пару слов о самих программах для конвертации.

Adobe Lightroom 1.3

Замечательная программа конвертации для тех, кто любит возиться с каждой фотографией, – во вкладке Develop масса ползунков, которые позволяют сделать с фотографией всё что угодно. Полноценная программа для обработки фотографий, после которой стоит открывать фотографии в фотошопе разве что только для повышения резкости и удаления прыщиков. Этот конвертер является самым универсальным в том плане, что обрабатывает неимоверное множество RAW-форматов.

Для обработки фотографий необходимо выбрать File- > Import Photos from Disc, затем выделить необходимые снимки и переключиться из вкладки Library во вкладку Develop. После обработки фотографий выделить те, которые надо сконвертировать, затем File- > Export.

То, что есть во вкладке Develop, невозможно описать словами – там просто есть ВСЁ! Adobe Lightroom раскрывает возможности RAW на 100%. Хотя если всё, что вам нужно от RAW, это просто поменять экспозицию и баланс белого на паре сотен фотографий, будет логичнее выбрать более простую и менее ресурсоёмкую программу.

Adobe Camera Raw

Что можно сказать? Это классика – ACR знают все, кто когда-либо сталкивался с RAW.

Устанавливается программа по умолчанию вместе с фотошопом. Весит ACR всего лишь каких-то пару мегабайт, для конвертеров это вообще смешной размер. Но, несмотря на небольшой размер, в программе есть всё необходимое для работы с RAW.

Adobe Camera Raw

Adobe Camera Raw

Первая вкладка Adobe Camera Raw 4.0 позволяет корректировать баланс белого, экспозицию, яркость, контраст и насыщенность. Для выбора баланса белого можно воспользоваться стандартными установками, цветовой температурной шкалой или установить баланс белого по серой точке. Также в первой вкладке корректируются экспозиция, яркость, контраст, восстановление светов и осветление теней. При изменении экспозиции и других параметров, связанных с яркостью и контрастом изображения, можно использовать автоматические настройки, хотя работают они не всегда корректно.

Во второй вкладке, Tone Curve, находится простейшая кривая, которая даёт возможность осветлять или затемнять тени, полутени, светлые и самые светлые части изображения.

Третья вкладка, Sharpening, содержит настройки резкости и шумоподавления. Имеются четыре ползунка: sharpness, detail, luminance и color reduction. На практике хорошо работает только подавление цветовых шумов color reduction, для повышения же резкости лучше воспользоваться фотошопом.

Вкладки HSL/Grayscale и Split Toning предназначены для тонкой коррекции отдельных оттенков по тону, насыщенности и яркости.

Используя вкладку Lens Corrections, можно исправить дефекты оптики – виньетирование и хроматические аберрации.

Adobe Camera Raw – замечательная программа для ознакомления со всеми возможностями RAW, но из-за отсутствия пакетной обработки при большом количестве обрабатываемых фотографий всерьёз её рассматривать не стоит.

Digital Photo Professional 3.3.1.1 для Canon

Программа с очень простым и понятным интерфейсом, не предназначенная для каких-либо сложных манипуляций с фотографиями, есть лишь возможность исправления ошибок съёмки. Хороший цвет и контраст, замечательная детализация и резкость. Новые версии DPP отлично исправляют дефекты оптики (виньетирование, хроматические аберрации и дисторсию). Программа очень непривередлива и нормально работает даже на слабом компьютере, а при запуске пакетной конвертации можно спокойно продолжать исправлять другие фотографии. К достоинствам стоит отнести и то, что DPP не создаёт огромных файлов подкачки или библиотек, при этом даже после сохранения изменений в изображении есть возможность вернуться к исходному изображению.

Съемка в RAW на смартфон: что за формат, как работает и чем отличается от JPEG

Мобильная фотография, хотим мы этого или нет, стала одним из самых массовых хобби современности. Судите сами, в смартфонах среднего и высокого ценовых сегментов стоят очень приличные камеры: нередки случаи, когда финальную точку в выборе того или иного устройства ставят именно с прицелом на качества съёмки. Но мы решили углубиться и, надеюсь, расширить ваши знания в жанре мобильной фотографии. В центре внимания — съёмка в формат RAW, уже несколько лет доступная в некоторых моделях смартфонов. Что это диковинный формат и зачем он нужен — расскажем в этом материале.

Что же такое RAW?


Фото: Huawei nova 2

Название происходит от английского слова «сырой». Файлы этого формата получили такое имя потому что они не обработаны и непригодны для печати или чтения растровыми графическими редакторами. Образно говоря, JPEG — это готовый к употреблению стейк, а RAW — в лучшем случае, тартар из говядины, но скорее кусок мяса в вакуумной упаковке.

В файлах формата RAW содержится вся информация, полученная с матрицы устройства. Интересно, что у сенсоров разных производителей свои особенности, поэтому к примеру RAW с камеры Canon имеет расширение *.cr2, а с Sony Alpha — *.arw. Общепринятого стандарта не существует, из-за того что термин описывает только сам факт «сырости» файла. Но поскольку речь в данной статье идёт о смартфонах, то мы будем рассуждать о едином (как минимум, пока) расширении для этих устройств — DNG.

Этот формат был предложен небезызвестной компанией Adobe и является аббревиатурой от слов Digital Negative (цифровой негатив). И именно это расширение приняли как стандарт в мобильной фотографии.

Когда в смартфонах появился RAW?

Если в цифровых фотоаппаратах формат RAW появился уже пару десятков лет назад, а стандарт DNG был введен ещё в 2004 году. Однако лишь спустя 10 лет «мобильный RAW» появился в Android (с версии 5.0 Lollipop в 2014 году), а в iPhone этот формат стал доступен только в iOS 10, то есть в 2016 году. Apple примерно на 3 года задержала фишку. Интересно, что в легендарной 41-мегапиксельной Nokia Lumia 1020, пусть земля ей будет пухом, которая была анонсирована в июле 2013 года, уже была поддержка RAW. Забавно, что в том смартфоне также была беспроводная зарядка по стандарту Qi. Но это совсем другая история.

Почему RAW больше, чем JPEG?

Большинство современных фотоаппаратов и смартфонов способны снимать одновременно в RAW и JPEG. Плюсы такого решения понятны: можно сразу поделиться в соцсетях JPEG-снимком, а позже сделать основательную обработку «сырого» файла в графическом редакторе.

RAW — это исходник. Его почти не коснулся процессор обработки изображения. Чаще всего в смартфонах это выражается в ненавистном многими перешарпах (значительном увеличении резкости), которые уже не исправить.

В RAW содержится больше информации и нет никакого сжатия, в то время как JPEG — это обработанный процессором файл, да ещё и упакованный в контейнер JPEG. И, к сожалению, сохранение в JPEG несет в себе все риски, включая возможные артефакты: потеря чёткости на границах цвета, общая нерезкость, шумовые ореолы и так далее.

Когда вы делаете снимок, свет проходит короткий путь через объектив и попадает на сенсор, наполненный маленькими фильтрами красного, синего и зеленого цветов. Это — фильтр Байера, который состоит из 25% красных, 25% синих и 50% зеленых фотоэлементов.

Надо понимать, что RAW-файл — это не фотография, а информация: набор цифровых значений цветов, которые присваиваются к каждому условному пикселю. Образно говоря, изображение выглядит вот так:

Далее этот массив данных с матрицы попадает в процессор изображения и в нём происходит сжатие в JPEG-файл. По сути, внутри процессора происходит проявка снимка, фотография подвергается обработке алгоритмами.

При прохождении процессора обработки и проявки изображения массив данных стирается и остаётся снимок со всеми артефактами, сжатиями и проявившимся шумами. В то же время возможности по постобработке в растровом графическом редакторе на компьютере или на смартфоне есть, но они очень и очень невелики. А еще любое действие будет ухудшать качество изображения.

Зачем снимать в RAW?

RAW-файл, то есть файл с данными с сенсора, не проходящими практически никакой обработки и процессинга, можно проявить с помощью различных специализированных программ. Обрабатывать файлы можно как на смартфоне, так и на компьютере. Например, очень распространена обработка RAW с помощью Adobe Lightroom (есть мобильная версия) или дополнения к Photoshop — Adobe Camera RAW. Список софта для «проявки» цифрового негатива тут достаточно широк: DxO Optics Pro, Capture One, Affinity Photo и многие другие — найти удобную программу можно. Правда, будьте готовы выложить кругленькую сумму сразу, либо подписаться на ежемесячную кабалу.

Постобработка в RAW даёт много возможностей редактирования, если файлы в этом формате пластичны. Последнее сильно зависит от конкретного смартфона, сенсора и даже условий съёмки. Пластичность RAW — это в большей степени субъективный параметр, который позволяет оценить насколько файлы поддаются обработке.

Можно эффективно изменять экспозицию (на смартфонах до 1 ступени), вытягивать пересветы и излишне темные места, править баланс белого с помощью изменения цветовой температуры, увеличивать насыщенность цветов, по своему усмотрению настроить силу шумоподавления и так далее. Возможностей по постобработке множество. На фото ниже — простой и показательный пример фото, снятого на смартфон LG V30+. Слева JPEG, как сохраняет его камера, справа — проявленный RAW.

Как снимать в RAW на iPhone?

Для начала нужно убедиться, что смартфон умеет снимать в RAW-формате. В случае с iPhone это легко: съёмка в RAW доступна на всех смартфонах на iOS 10 и более новых версиях операционной системы. Впрочем, дальше начинаются танцы с бубном. Стандартное приложение «Камера» не умеет снимать в RAW, а приложение «Фото» не может корректно показать файл с расширением DNG, ограничившись миниатюрой с ультранизким разрешением в полмегапикселя вместо двенадцати. Интересно, что все приложения, которые поддерживают RAW смогут работать с этим файлом, загружая в программу уже полную версию изображения. Таков удел лучшей point-n-shoot камеры на рынке: быть простой в использовании и не давать пользователю продвинутые возможности по умолчанию.


Фото: iPhone 7 Plus

Если же нужны дополнительные функции типа ручных настроек параметров съемки и поддержки RAW — придется покупать или скачивать приложения в App Store: VSCO, Adobe Lightroom, Manual, Halide и другие позволяют снимать с намного большим количеством параметров и опций.

Как снимать в RAW на Android?


Фото: ASUS Zenfone AR

Со смартфонами на Android с одной стороны все проще, с другой — надо обязательно узнать, может ли конкретное устройство снимать в формате RAW. В большинстве флагманов эта функция уже реализована, но это не является обязательным правилом. Например, Sony Xperia до сих пор игнорирует поддержку RAW. Впрочем, а целом по рынку RAW активно развивается и постепенно захватывает даже устройства среднего класса.

Чтобы понять, есть ли поддержка RAW в смартфоне, нужно зайти в приложение «Камера», возможно далее в ручной режим и уже после этого в «Настройки Камеры». Если есть галочка RAW в меню — значит снимаем в DNG-расширении, если нет — такую функцию можно ждать в обновлениях операционной системы (хотя вряд ли). Главное, просмотреть настройки именно в ручном режиме, в «автомате» эта настройка может быть по умолчанию скрыта.


Фото: Huawe i P 1 0

Почему фотографы выбирают формат RAW для фотографирования?

Приветствую Вас на своем блоге вновь. С вами на связи, Тимур Мустаев. Как только начинающий фотограф освоит управление своего фотоаппарата, он начинает интересоваться, что такое RAW формат фотографии. В этой статье вы узнаете, что это, почему лучше фотографировать в формате RAW и какие преимущества можно из этого для себя получить? Приступим к разбору по порядку.

Определение понятия

Начнем с самого простого вопроса. Что такое raw формат?

RAW (от англ. слова raw – сырой) – один из форматов данных, содержащий необработанную информацию, которая получается прямо с фотоматрицы. То есть файл хранит полную информацию об изображении.

В мире фотографии «сырой» формат является совершенным, поскольку только серьезные фотоаппараты позволяют использовать данный формат.

Важно! RAW – это обиходное название формата. Но стоит знать, что в Nikon формат RAW – это NEF, а в Canon – CR2.

Плюсы и минусы данного формата

Преимущества:

  • Разрядность файлов варьируется от 12 до 14 бит, в то время как у JPEG лишь 8 бит. Что дает данный параметр? Он предотвращает появление пастеризации – проявляющиеся скачки цветов при изменении яркости вместо плавных переходов.
  • Баланс белого может быть настроен или перед съемкой, или после нее, иными слова, может быть позже обработан в редакторе.
  • Многие параметры съемки становятся сырым материалом для «лепки» идеального изображения. Их можно с легкостью изменять. Какие это параметры?
  1. Цифровой шум (устранение его гораздо проще, чем в других форматах);
  2. Наличие резкости (повышение показателя);
  3. Яркость;
  4. Насыщенность;
  5. Цветовой контраст.
  • Коррекция может исправить даже трудные недостатки оптики, например, виньетирование или аберрации.
  • Использование всех возможностей динамического диапазона позволит нормализовать фотографии в плане яркости, то есть избегать пересветов или затемненных областей, в которых информация о деталях полностью отсутствует.
  • Исходная информация при редактировании остается нетронутой, вы всегда можете приступить к новой конвертации файла.
  • Различные конвертеры представляют RAW-файл по-разному, поэтому фотограф может с легкостью отыскать для себя подходящий как по управлению, так и творческим критериям.
  • Фотографическая широта RAW-файла значительно выше, чем у JPEG. Это помогает в контрастной съемке и при съемке в яркий солнечный полдень.

Недостатки формата:

  • Скорость записи на карту памяти фотоаппарата медленная, поэтому съемка больше 6 кадров/сек не удастся.
  • Занимает большее количество памяти по сравнению с JPEG, поскольку имеет больше информации об изображении.
  • Быстрый просмотр данных снимков не получится, поскольку открывается только через конвертер – особая программа, которая читает данный формат.
  • «Сырой» файл нельзя отправить в социальные сети, в блог, иногда не удается даже отправление по электронной почте. Это станет доступно только после конвертации файла.
  • Нужно попробовать несколько программ для просмотра «сырых» файлов, чтобы выбрать для себя наилучший вариант.

Советы по съемке

Когда следует снимать в «сыром» формате?

  1. У вас есть большее количество времени для обработки фотографии.
  2. Вы не имеете ограничений памяти для хранения фотографий.
  3. У вас есть желание и уверенность в том, что вы видите и можете передать мир лучше, чем бездушный фотоаппарат.
  4. Вы любите глубокие длительные творческие обработки своих изображений. В этом случае избыток информации вам будет выступать в качестве вспомогательного материала.
  5. Вы хотите использовать все возможности фотокамеры и использовать динамический диапазон. Те объекты, которые не входят в динамический диапазон выступают или пересвеченными, или сильно затемненными, то есть лишаются всех деталей.
  6. Вам не нравятся снимки, полученные в формате JPEG. Вы уверены в получении лучшего качества фотографий в формате RAW.

Открытие «сырого» файла

Как открыть файл?

Один из самых простых методов – двойной щелчок мышью по данному файлу. В этом случае Windows должен сам выбрать программу для открытия подобных файлов по умолчанию.

Если файл не открывается, что делать? Основная причина – отсуствие прикладной программы для просмотра и обработки подобных «сырых» расширений. Поэтому нужно ее установить!

Программы-конвертеры

Чем открыть формат RAW?

Самая простая программа для открытия и обработки должна предоставляться самим производителем зеркальной фотокамеры в комплекте на диске. Так, у Nikon – Nikon Imaging и Capture NX, а у Canon – Canon Utilities RAW Image Converter.

Если говорить о более профессиональных программах, то самая популярная утилита – Adobe Photoshop Lightroom. Он поможет не только обработать фотографию, но и отправить на публикацию для продажи.

Второй по популярности считается всем известный Photoshop. Хочется заметить, что одной установкой программы не отделаться. Необходимо установить вспомогательный плагин Adobe Camera RAW, который будет переводить информацию для фотошопа на доступный язык.

На сегодняшний день данный плагин уже по умолчанию входит графический редактор фотошоп, так что можете не беспокоиться о дополнительных закачках.

Главный недостаток и «Лайтрума», и «Фотошопа» ‒ цена лицензии.

Хочу теперь составить список бесплатных программ, которые встречаются реже:

  • «Пакет кодеков для фотокамер Майкрософт» – официальный файл, подходит только для ОС Windows! Включает в себя много форматов. Легко скачивается с официального сайта и позволяет просматривать любое фото.
  • XnView – бесплатная утилита, поддерживающая 500 форматов и имеющая некоторые функции простой обработки, например, изменение яркости и разрешения изображения.
  • IrfanView – бесплатная программа для просмотра и малого редактирования. Имеет пакетное преобразование изображений. Чтобы расширить возможности программы существует множество плагинов.
  • ACDSee – платная программа, стоимостью 99,99 долларов. Применяется не только для просмотра, но и для редактирования и даже сортировки изображений. В придачу ко всему вы получите собственное облачное хранилище.

Блиц-советы по съемке

  1. Фотографируйте в формате RAW с учетом последующей обработки в графическом редакторе.
  2. Вы получаете лишь материал для вашей будущей фотографии – помните это!
  3. Настройку баланса белого установите при помощи имеющихся режимов, то есть приблизительно. Более точную настройку можно настроить позже.

Лично я фотографирую в 2-х форматах одновременно, это RAW+JPEG хорошего качества. В чем данное преимущество? Все просто. После сотни отснятых снимков, необходим просмотр и отбор. Поэтому, в формате JPEG я просматриваю все сделанные фотографии и удаляю ненужные (в том числе и сырые). После чего с оставшимися, можно работать, то есть обрабатывать и доводить до ума.

Важно! Знайте, любая фотография, сделанная либо любительской зеркальной фотокамерой, либо профессиональной, нуждается в обработке.

Напоследок, мой вам такой совет. Если вы действительно хотите научиться делать качественные фотографии и правильно их обрабатывать, развивайтесь и совершенствуйтесь в этой области, не стойте на месте. Это принесет вам больше эмоций и положительных впечатлений от фотосъемки.

Вот несколько видео курсов, с которых начать свое развитие:

  1. Цифровая зеркалка для новичка 2.0 или Моя первая ЗЕРКАЛКА . Этот видеокурс, большая шпаргалка, для освоения всех нюансов фотографирования и освоения зеркалки. Это ваш помощник в мир качественных фотографий. Курс очень простой, и содержит практические примеры.
  2. Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа . Хорош видеокурс тем, что рассказывается все в деталях на примерах, очень простым и понятным языком. Все примеры обработки, показываются именно в формате RAW. Очень рекомендую, особенно начинающим!
  3. Фотошоп с нуля в видеоформате VIP 3.0 . Для людей, которые хотят научиться работать в Photoshop. Все азы, для становления профессионалом в обработке.
  4. Photoshop для фотографа 3.0. VIP . Это курс именно для фотографов, которые не стоят на месте, а хотят получить из своих фотографий шедевры. Обработка, ретушь и многое другое вы найдете в этом видеокурсе. Все секреты обработки фотографий в одном курсе.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для любителей фотокамеры CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для любителей фотокамеры NIKON.

На этом я заканчиваю свою подробную статью на тему «сырого» формата. Помните, что профессиональные фотографы выбирают формат RAW, поскольку он является материалом для преобразования их творческих идей! Делитесь в социальных сетях, а также подписывайтесь на дальнейшее обновление моего блога.

Файл формата raw: чем открыть, описание, особенности

RAW — так называемый «сырой» формат сохранения данных снимка в профессиональных и полупрофессиональн.

RAW — так называемый «сырой» формат сохранения данных снимка в профессиональных и полупрофессиональных фотокамерах. Он позволяет сохранять информацию, захваченную объективом камеры, для последующей обработки в фоторедакторе.

В данной статье вы узнаете, чем открыть формат RAW и узнаете особенности файлов этого типа.

Общее описание особенностей RAW-файлов

В момент съемки на память фотоаппарата или камеры передаются необходимые данные о кадре (баланс белого, контрастность, экспозиция, насыщенность и резкость) в 12-битном виде (реже 14 или 16 бит на канал). Полученный снимок редактировать проще, чем JPEG. В необработанном виде кадры остаются непригодными для использования пользователями (просмотр RAW, печать, редактирование стандартными растровыми программами).

  • сохранение полученных значений каждого пикселя матрицы (автору доступен полный цветовой охват камеры в момент редактирования кадра);
  • ручная коррекция снимков и исправление ошибок экспонирования (например, дисторсия);
  • в момент сохранения искажение кадра не превышает 1%;
  • работа с фото, сделанными в ультрафиолетовом, инфракрасном спектрах;
  • осветление, затемнение области кадра.

Вопреки распространенному мнению общего стандарта для RAW нет: файлы конкурирующих производителей фотоаппаратов и камер отличаются по размеру, разрешению, расширению. Также формат называют цифровым негативом из-за особенностей постобработки. Многие не знают, чем открыть RAW-формат изображения.

Формат хранит следующие данные:

  • идентификаторы камеры и объектива;
  • описание условий съемки (выдержка, освещение, резкость, динамический диапазон);
  • тип конвертации кадра;
  • номер монтажного кадра, дубля, положение панорамной головки.

Начиная с ОС Android 5.1, съемка в формате RAW также доступна на смартфонах.

Чем открыть формат RAW

Производители зеркальных камер никак не разработают общий формат кодировки для RAW, поэтому выбор ПО для обработки снимков ограничен брендом приобретенной оптики. Если приходится работать со снимками удаленно, используйте для ориентира нижеописанный набор ПО.

ОС Windows 7-10

Производители оптики разработали собственные расширения RAW-файлов и клиенты для их обработки:

Если брать универсальное ПО, то мы рекомендуем:

MacOS X

Для работы с форматом на ОС от Apple используйте такие программы:

Linux

На этой ОС выбор видеоредакторов невелик, но все же:

Android

Начиная с версии 5.1 Lollipop смартфоны на Android научились фотографировать в RAW-формате. Его даже стандартизировали как DNG (Digital Negative). Для обработки файлов предусмотрен такой набор программ:

Официально техника Apple не умеет снимать в «сыром» формате, но возможности для этого есть, начиная с iPhone 6s. Для работы с готовым материалом используйте:

Надеемся, теперь вопрос «чем открыть RAW» не будет вызывать сложностей.

Недостатки формата

Как было сказано ранее, у RAW нет полноценной стандартизации, но это не главный минус формата. К отрицательным сторонам стоит отнести:

  • большой исходный размер файла и необходимость носить с собой запасные высокоскоростные карты памяти;
  • серийная съемка требует от камеры объемный буфер памяти;
  • недорогие фотоаппараты долго обрабатывают RAW;
  • каждый производитель зеркальной оптики и техники продвигает свою кодировку файла.

Борис Аладышкин/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с современными технологиями и программным обеспечением. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Борис Аладышкин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Itsovet61.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: