Что это за формат WAV?

Лет двадцать назад и выбора-то особо не было, в основном повсеместно встречался WAV. Толчок всему дал выход формата MP3 в 1997 году. А вскоре появился и первый конкурент – Vorbis OGG, и второй – FLAC. Теперь же форматов файлов намного больше, и у пользователей есть выбор: использовать форматы без сжатия, со сжатием без потерь или же ограничиться сжатием с потерями. Страница 2 | Overclockers.ru - крупнейший информационный сайт России посвященный компьютерам, мобильным устройствам, компьютерным играм, электромобилям и информационным технологиям.

Что это за формат WAV?

Руководство по выбору форматов аудиофайлов: век сегодняшний и немножко прошлый (страница 2)

WAV: для тех, кому за…

Хранить сегодня музыку в WAV совершенно нецелесообразно. Да, это формат, «с которого есть пошла музыка в компьютере», но хранение в нем именно что нецелесообразно. Безусловно, если вы пишете музыку и храните сэмплы, именно в WAV их и надо хранить. Но слушать обычную музыку – не вижу смысла.

реклама

Про AIFF можно сказать все то же самое, только его делали для устройств Apple. Кто про него помнит вообще?

В общем-то, говорить серьезно о WAV в контексте данной статьи особого смысла нет.

FLAC, APE, ALAC и все-все-все – или просто lossless

Теперь, наконец, мы перейдем к форматам сжатия без потерь. Разумеется, на первом месте FLAC, который по распространенности и поддержке победил все остальные, а потом и потоптался. Нет, конечно, APE и ALAC очень даже живы. Но на стороне FLAC – популярность, популярность и еще раз популярность.

Сегодня это тоже важно, потому что, если ваше устройство поддерживает декодирование на аппаратном уровне – все играет с меньшей загрузкой ресурсов. В случае смартфонов это более чем актуально. Более того, lossless-форматы уже поддерживает большая часть домашней аудиотехники, как дешевых мини-систем, так и вполне серьезных устройств класса High End.

Чем же хороши lossless-форматы? Грубо говоря, это те же исходные WAV-файлы, но ужатые архиватором типа RAR. Это если очень грубо. Главное преимущество lossless-форматов – то, что из аудиопотока не удаляется никакая информация вовсе, как в MP3. То есть, на каком бы устройстве вы это ни проигрывали, можно быть уверенным, что вы слышите все, что только может выдать ваш аппарат. Что может – то и выдает, а что не может – то проблемы лично аппарата и никоим образом не самого файла.

Что же касается того, как lossless-форматы это делают – за этим опять же отсылаю вас к Википедии, где все подробно расписано. Смысл же моих пассажей в том, что FLAC – это та самая золотая середина между MP3 и WAV. То, что появилось вполне закономерно – тогда, когда объемы жестких дисков уже перестали быть камнем преткновения, и у всех наконец-то появилась возможность хранить Большие Файлы.

реклама

Форматы с другой планеты: WavPack, Opus, MPC и прочие страшные буквы

Не упомянуть о них нельзя. Сегодня в плеяде форматов аудиофайлов они занимают примерно то же место, которое занимал OGG в пору моего школьного возраста. То есть – оно есть, прикольно поэкспериментировать, а потом выбрать FLAC или MP3.

Нет, речь не идет о том, что все вышеперечисленное плохо. Что-то из этого даже сжимает лучше, чем MP3. Но! Вспомните (если кто из олдфагов) – чем закончилась в начале 1980-х борьба VHS и Betamax в сегменте домашнего видео? Полной и безоговорочной победой VHS! При худшем качестве картинки и всего остального! А почему? Потому что дешево по всем фронтам (как аппаратура, так и расходники), легко и отсутствует защита от копирования.

Примерно то же самое ожидает и «опусы» с WavPack – и плюс поддержка «железа» и софта сегодня. Проще говоря, эти форматы остались уделом энтузиастов. Можете попробовать и гордо хранить музыку в них, но при попытке скопировать на смартфон или плеер вы расстроитесь потому, что их никто не поддерживает и воспроизводить банально нечем. Не говоря уже про отсутствие аппаратной поддержки. Надо оно вам? Да, пусть это Betamax в мире цифрового звука. Но кому какое дело?

FLAC vs MP3

Да! Вот вы и дождались! Оно самое! Сколько же копий сломано на эту тему – не сосчитать. Приверженцы FLAC с пеной у рта доказывают, что слышно всё; приверженцы MP3 флегматично заявляют, что им и MP3 хватает, и они не слышат того, чего нет. Особо жестокие добавляют, что и в 128 кбит/с все отлично слышно. Фаны FLAC немедленно падают в обморок, и их отпаивают валокордином.

Истина, как водится, где-то посередине. И заключается она в том, что правы, в общем-то, все. Но – с различными «если» и «но».

Первое: отличие FLAC от MP3 вы услышите, если слон вам по ушам не потоптался, только на более-менее приличной аппаратуре. То есть на копеечных пластиковых колонках со встроенной в материнскую плату звуковой картой – не услышите. На дешевом смартфоне с наушниками за пять баксов – не услышите. И это мы говорим о глобальных отличиях.

Если же брать отличия высших битрейтов MP3 (256-320 кбит/с) от FLAC, то здесь вы отличия услышите (да и то – если у вас уши на месте) лишь на хорошей аппаратуре ценой от тысячи долларов за новый комплект – усилители и трехполосная напольная акустика как минимум. Если же вы не хотите отдельную систему Hi-Fi, можно этого добиться и на компьютере. Для этого необходимы внешний аудиоинтерфейс ценовой категории от 300-400 евро за подержанный экземпляр, акустика ценой в 300-350 евро за новый комплект и (очень желательно) цифровой оптический тракт.

Даже более того – если вы пустите звук по оптике со встроенного в системную плату решения, услышите разницу. Собственно, у меня все так и есть: звук пущен по оптическому каналу Toslink из дефолтового Realtek на оптический вход внешней «звуковухи» Edirol и затем выведен по обычным аналоговым RCA на скромную акустику ценой в 350 евро. И – отличия MP3 320 кбит/с от FLAC слышны «невооруженным ухом». Вывод прост: если вы хотите реально слышать разницу с FLAC и прочими APE, нет нужды разоряться на дорогущий «хай-фай», если вас устроит «все в компьютере».

Компромиссный вариант тут тоже прост. 99.9% пользователей не являются аудиофилами, поэтому им хранить музыку во FLAC есть смысл только с прикидкой на далекое будущее, когда будет больше денег, трава будет зеленее, а реки – чище. Нет, разумеется, если у вас места куры не клюют, тогда рекомендую хранить-таки музыку все же во FLAC. Во всех прочих случаях – MP3 320 кбит/с. Помимо места, делать выбор в пользу MP3 стоит тем, кто слушает музыку в Bluetooth-наушниках – не может еще даже кодек aptX передавать Диму Билана в сравнимом с проводным решением качестве.

Что касается звука со смартфона в наушниках, то уже сегодня можно купить недорогой смартфон с приличным звуковым трактом, а на AliExpress заказать за двадцать баксов прекрасные бюджетные внутриканальные наушники Tennmak Dulcimer, а для более продвинутых – Ostry KC06 за полтинник. А программные плееры даже на Windows Phone умеют играть FLAC и не грузить при этом систему.

Поэтому экономить в том случае, если вы любите хоть немного качественный звук, совершенно не стоит – флэшки сегодня копеечные, и разжиться парой-тройкой 32-гигабайтных microSD труда не составит. Затраты в этом случае, повторюсь, будут минимальными, а удовольствия получите больше.

реклама

Впрочем, если вас совсем не волнует качество звука, то вы можете это даже не читать.

Выбираем игровую гарнитуру:
руководство Overclockers.ru


Ранее мы уже изучили вопросы выбора компьютерных клавиатур и мышей, и очевидным продолжением темы стал бы материал, посвященный звуку. Игровые гарнитуры сегодня – это мощный бизнес со своими продвинутыми технологиями, которые в других сферах будут или неприменимы вовсе, или применимы мало. На что же обращать внимание пользователю, чтобы сделать правильный выбор и не пожалеть о нем?
Улучшаем звуковую составляющую ПК:
руководство Overclockers.ru


О данную тему сломано немало копий, но почти все статьи на эту тему грешат тем, что они слегка оторваны от реальности. Иными словами, вам рассказывают о том, почему всегда надо брать карты Creative. Или почему никогда не надо брать карты Creative. Все это однобоко. Мы попробуем отойти от такой порочной практики и рассказать вам, что и для чего стоит брать.
Выбираем портативную колонку:
руководство Overclockers.ru


Несколько лет назад на смену «бумбоксам» пришли компактные смартфоны. Орали они исправно и громко – и это было главное. Качество? Встречалось разное. Да, есть модели с более качественным динамиком, а есть с нативным китайским. Ну и что? Все равно слушать не очень приятно. Впрочем, нынче портативная акустика возвращается. Перефразируя классика – «Бумбокс умер – да здравствует бумбокс!»

Так что же делать?

Вполне допускаю, что после прочтения материала у вас шарики слегка заехали за ролики. Но если по пунктам…

  • Если вас практически не волнует качество – выбирайте музыку в MP3 с битрейтом 128-256 кбит/с. Ее вдоволь в «ВКонтакте», благо инструменты для этого водятся в изобилии.
  • Если качество волнует, и аппаратура не самая дешевая, но все же не настолько, чтобы вас считали аудиофилом – выбирайте музыку в MP3 320 кбит/с. Таким образом вы гарантируете максимальную совместимость со всем, чем только можно, и не особо прогадаете в качестве. Правда, если вы мечтаете о системе класса High End лет через десять, то выбор MP3 с 320 кбит/с может быть большой ошибкой.
  • А если вы считаете себя аудиофилом уже сегодня, несмотря на то, что накопили лишь на старую «Радиотехнику» или «Вегу», выбирайте FLAC/APE/ALAC, но лучше все же FLAC. Подводных камней у этого формата нет, а занимаемые им объемы на жестком диске компенсируются заделом на будущее: вы можете дозреть уже до Denon, Onkyo, Marantz или даже Luxman, а то и вовсе купить усилитель мощности и предварительный в отдельных корпусах, а FLAC будет выжимать максимум из всего этого. Кстати, для APE, например, в foobar2000 нужно ставить отдельный плагин с поддержкой. Это тоже о чем-то говорит?
  • Энтузиастам – вперед и с песней на амбразуры WavPack, OGG, TAK и прочих непопулярных форматов. Да, вы можете ходить с гордо поднятой головой, что вы не такой, как все. Но пройдет пара лет, и сами об этом пожалеете. Я гарантирую это! (с)
  • AAC. Серьезно?
  • Наконец, можно стать отшельником и хранить музыку только в WAV. Оригинал, без компромиссов и вообще. Формат WAV поддерживают почти все, ибо прародитель.

Формат WAV

Расширение файлов: .wav

WAVE или WAV является короткой формой Wave Audio File Format (реже именуемой как Аудио для Windows). Этот формат является стандартом для хранения аудио потока на ПК. Он является сферой приложения формата RIFF для хранения аудио в «цепочках», это очень напоминает форматы 8SVX и AIFF, используемые компьютерами Amiga и Macintosh соответственно. Это также основной формат на системах Windows для хранения обычного несжатого звука. Как правило, для этого применяется кодирование методом линейной импульсно-кодовой модуляции.

Описание

Как WAV, так и AIFF совместимы с операционными системами Windows, Macintosh или Linux. Формат также учитывает некоторые отличия процессоров Intel, такие как порядок байтов от младшего к старшему. RIFF формат выполняет роль обертки для различных кодеков аудио сжатия.

Несмотря на то, что WAV файл может содержать сжатое аудио, наиболее обычным его применением является хранение как раз несжатого аудио в формате линейной импульсно-кодовой модуляции (LPCM). Стандартным форматом Audio-CD, например, является аудио в формате LPCM, с 2 каналами, частотой дискретизации 44 100 Гц и 16 бит на сэмпл. Так как формат LPCM хранит несжатое аудио, которое абсолютно идентично оригиналу, это позволяет использовать его профессиональным пользователям и аудио экспертам для получения максимального качества звучания. WAV аудио файл также может быть изменен практически в любом аудио редакторе. WAV формат работает со сжатым звуком в системах семейства Windows через Audio Compression Manager (ACM). Любой ACM кодек может быть использован для сжатия WAV файла. Пользовательский интерфейс для ACM может быть доступен через множество программ, включая и стандартную программу для записи звука в некоторых версиях Windows.

Читайте также  Как изменить формат zip на apk?

Начиная с Windows 2000, появился заголовок WAVE_FORMAT_EXTENSIBLE, который позволял хранить многоканальные аудио данные, учитывал расположение динамиков, исключал неоднозначности в плане типов сэмпла и размеров контейнера в стандартном WAV формате. Также он поддерживал произвольные расширения формата чанка.

Также существует много несоответствий в формате WAV: например, 8-битные данные являются беззнаковыми, в то время как 16-битные — знаковыми.

WAV файлы могут содержать встроенные IFF «списки», которые могут содержать несколько «подчанков».

Метаданные

Будучи форматом, производным от Resource Interchange File Format (RIFF), WAV-файлы могут иметь метаданные (тэги) в чанке INFO. В дополнение к этому, в WAV файлы могут быть встроены метаданные стандарта Extensible Metadata Platform (XMP).

Популярность

WAV файлы достаточно большие, что делает этот формат неудобным для обмена по сети Интернет, и это сильно подрывает его популярность. Однако, этот формат — как правило, чаще всего используется для сохранения первозданного вида для файлов высокого качества в таких случаях, где размер свободного дискового пространства не является ограничением. Он также используется в программах для редактирования аудио, где экономят время на сжатии и распаковке данных.

Более часто данные сжимаются с помощью форматов с потерями, такими как Ogg Vorbis, MP3, ATRAC, AAC, Musepack и WMA, которые используются для хранения и обмена музыки (например, среди пользователей Интернета). Небольшой размер файла и возможность быстро скачивать их также является существенным плюсом наряду с тем, что такие аудио данные занимают намного меньше места. Но форматы с потерями жертвуют качеством ради размера, поэтому их алгоритмы не сохраняют первозданное качество звука во всех деталях. Но существуют и кодеки без потерь, такие как FLAC, Shorten, Monkey’s Audio, ATRAC Advanced Lossless, Apple Lossless, WMA Lossless, TTA, WavPack, но ни один из этих кодеков нельзя назвать общепринятым.

Использование формата WAV является общепринятым, благодаря его простоте и простой структуре, которая в большой степени основана на формате файлов RIFF. Благодаря этому, формат WAV не испытывает притеснения среди различного программного обеспечения или аппаратных плееров, он поддерживается практически везде.

Назло огромному размеру данных несжатого WAV, этот формат иногда используется для радиовещания, особенно для адаптированных безкассетных систем. Радио BBC (BBC Radio) в Соединенном Королевстве использует 44.1 кГц, 16 бит, стерео аудио данные как стандарт в их системе VCS. Система ABC «D-Cart», которая разработана Австралийским радиовещателем, использует 48 кГц, 16 бит, стерео аудио данные, что идентично цифровым аудио кассетам (DAT).

MP3, AAC, WAV, FLAC: рассказываем обо всех форматах аудиофайлов

Сохранить и прочитать потом —

Организуя свою коллекцию цифровой музыки, можно утонуть в разнообразии форматов аудиофайлов. Почти каждый слышал об MP3, но что такое OGG, AIFF или MQA?

Если по прочтении списка у вас возникло подозрение, что все эти форматы для получения таких шикарных аббревиатур учились в разных университетах, мы поможем развеять его. В этом материале будет прояснена суть некоторых популярных музыкальных форматов, разница между ними и то, почему это важно знать.

Что бы вы ни слушали – MP3-файлы с низким битрейтом, чуть более качественные треки в AAC или Hi-Res-аудио во FLAC или WAV – настало время разобраться в том, что именно вы получаете в каждом случае и как выбрать оптимальный формат.

Давайте оценим плюсы и минусы каждого из них.

Краткий обзор форматов файлов и кодеков

Чтобы не ходить вокруг да около, вначале мы приведем краткую памятку по всем форматам файлов и различиям между ними. Если захотите узнать больше, ниже вы найдете более подробное описание различий в размерах, качестве звука и совместимости.

AAC (не является форматом Hi-Res-аудио). Ставшая популярной благодаря Apple альтернатива формату MP3. Со сжатием и потерями, но с более высоким качеством звука. Используется для скачивания с iTunes и трансляции с Apple Music.

AIFF (Hi-Res). Альтернатива WAV от Apple с более полными метаданными. Не особенно популярный формат без сжатия и потерь с файлами большого размера.

DSD (Hi-Res). Однобитный формат, применяемый в Super Audio CD. Существует в вариантах с частотой дискретизации 2,8 МГц, 5,6 МГц и 11,2 МГц. Из-за использования кодека высокого качества в настоящее время не применяется для стриминга. Формат без сжатия.

FLAC (Hi-Res). Формат со сжатием без потерь с поддержкой частот дискретизации, совместимых с Hi-Res, и хранением метаданных; размер файлов вдвое меньше, чем у WAV. Благодаря отсутствию лицензионных отчислений считается лучшим форматом для скачивания и хранения альбомов в Hi-Res-аудио. Его главный недостаток – отсутствие поддержки устройствами Apple (и, следовательно, несовместимость с iTunes).

MP3 (не является форматом Hi-Res-аудио). Популярный формат со сжатием и потерями с малым размером файла и далеко не самым высоким качеством звучания. Удобен для хранения музыки на смартфонах и плеерах iPod.

MQA (Hi-Res). Формат со сжатием для хранения Hi-Res-файлов в более удобной для стриминга форме. Используется сервисом Tidal Masters для трансляций Hi-Res-аудио.

OGG (не является форматом Hi-Res-аудио). Иногда называется полным именем – Ogg Vorbis. Альтернатива MP3 и AAC с открытым кодом, не подпадающая под действие патентов. Этот формат с битрейтом 320 кбит/с используется в трансляциях Spotify.

WAV (Hi-Res). Стандартный формат, в котором записаны все CD. Отличное качество звука, но огромный размер файлов из-за отсутствия сжатия. Слабая поддержка метаданных (обложек, названий песен и исполнителей).

WMA Lossless (Hi-Res). Версия Windows Media Audio без сжатия, поддержку которой уже не часто можно встретить в смартфонах и планшетах.

Аудиофайлы со сжатием и без него

Вначале рассмотрим три категории, в которые можно сгруппировать все форматы аудиофайлов. Они определяются степенью сжатия данных и связанным с ним уровнем потерь качества звучания.

Если для сжатия аудио в вашем файле не применялся специальный алгоритм (или кодек), это приведет к двойному результату: во-первых, потерь качества звучания не будет, во-вторых, место на вашем жестком диске скоро закончится.

По своей сути запись в формате без сжатия полностью соответствует оригинальному аудиофайлу, в котором зафиксированы в цифровом представлении реальные звуковые сигналы.

WAV и AIFF можно назвать самыми популярными форматами аудиофайлов без сжатия. Оба они основаны на PCM (Pulse Code Modulation, импульсно-кодовой модуляции), широко известном механизме непосредственного преобразования аудиосигнала в цифровую форму. В WAV и в AIFF применяются схожие технологии, но методы хранения данных несколько различаются. В этих форматах можно записывать как файлы CD-качества, так и более высокого разрешения.

Формат WAV был разработан Microsoft и IBM, в силу чего применяется на платформах на базе Windows; он является стандартным форматом записи компакт-дисков.

Формат AIFF создан компанией Apple как альтернатива WAV; и хотя AIFF-файлы менее распространены, они обеспечивают более полную поддержку метаданных, позволяя хранить обложки альбомов, названия песен и тому подобную информацию.

Недостаток этих форматов – требование гигантских объемов памяти. Файлы CD-качества (16 бит, 44,1 кГц) занимают около 10 МБ дискового пространства на минуту звучания.

ALAC, FLAC, WMA Lossless: аудиоформаты без потерь

Все мы любим FLAC. Формат без потерь, файлы во FLAC (Free Lossless Audio Codec, бесплатный аудиокодек без потерь) по размеру почти вдвое меньше, чем в WAV или AIFF без сжатия с эквивалентной частотой дискретизации, однако в плане звучания никаких потерь качества не заметно. FLAC также поддерживает более высокое разрешение по сравнению с CD-качеством – до 32 бит и 192 кГц.

Помимо FLAC, есть и другие форматы без потерь – ALAC (Apple Lossless) и WMA Lossless (Windows Media Audio). Первый представляет собой отличную альтернативу для iOS и iTunes, хотя размер файлов чуть выше, чем у FLAC. Не все смартфоны и планшеты поддерживают его.

AAC и MP3: аудиоформаты с потерями

Кто не слышал про MP3? Все про него слышали. Этот самый распространенный аудиоформат удобен для хранения музыки на плеерах iPod или планшетах и поддерживается практически любыми устройствами. Однако для этого приходится жертвовать значительным объемом информации. Для того чтобы уменьшить размеры файлов на порядок по сравнению с записями в CD-качестве, необходимо отбросить значительный процент исходных данных, что приводит к потере качества звучания.

Битрейт, с которым записан MP3-файл, тоже влияет на качество звука. MP3 с битрейтом 128 кбит/с теряют больше информации, чем файлы с 320 кбит/с (это расшифровывается как «килобит в секунду», где каждый «бит», в сущности, представляет собой крохотный кусочек песни). Учитывая резкое снижение стоимости памяти, в наше время нет никаких причин слушать файлы с битрейтом 128 кбит/с; MP3 с 320 кбит/с имеют смысл при ограниченном объеме памяти, они также остаются стандартным форматом для скачивания файлов Интернет-магазинов.

Еще один формат с потерями, AAC (Advanced Audio Coding, усовершенствованное кодирование звука), также предполагает сжатие, как и MP3, но благодаря несколько более эффективным алгоритмам обеспечивает более качественный звук. AAC используется для скачивания с iTunes и трансляций с Apple Music (с битрейтом 256 кбит/с), а также в передачах с YouTube.

Формат Vorbis, нередко называемый Ogg Vorbis, чтобы подчеркнуть использование контейнера Ogg, представляет собой альтернативу MP3 и AAC с открытым кодом, не подпадающую под действие патентов. Этот формат с битрейтом 320 кбит/с используется в трансляциях Spotify.

Если вы планируете использовать форматы с потерей информации, учитывайте следующий факт: повышение числа «бит» обычно ведет к росту качества звучания, однако оно во многом зависит от эффективности кодека, с помощью которого выполняется преобразование файла. Если большая часть музыки в вашей коллекции закодирована с битрейтом 128 Кбит/с, то вы могли заметить, что, несмотря на принципиальное сходство звучания, из-за низкой эффективности кодека MP3-файлы, скорее всего, будут слушаться несколько хуже AAC или Ogg Vorbis.

Как насчет музыки в высоком разрешении?

В отличие от HD-видео, для аудио высокого разрешения пока не разработано универсального стандарта.

Если не вдаваться в подробности, под этим термином обычно понимаются записи с более высокой частотой дискретизации и/или разрядностью, чем у CD (т.е. 16 бит/44,1 кГц). Примерами Hi-Res-аудио могут служить файлы с параметрами 16 бит/96 кГц или 24 бит/192 кГц.

Благодаря наличию дополнительной аудиоинформации Hi-Res-файлы звучат намного лучше в сравнении с компрессированными файлами, теряющими эту информацию в процессе сжатия. Эти форматы требуют больше места на диске, но их качество определенно стоит таких затрат.

К Hi-Res-аудио относятся форматы без сжатия, такие как AIFF и WAV, а также без потерь – FLAC и ALAC. DSD (отчасти нишевый формат, применявшийся в Super Audio CD) также входит в категорию Hi-Res-аудио, но его поддерживает гораздо меньшее число устройств. Если говорить о стриминге, то такие сервисы, как Tidal Masters, используют упаковщик MQA, позволяющий передавать по сетям файлы в высоком разрешении с использованием минимально возможной полосы пропускания сигнала.

Что касается воспроизведения форматов Hi-Res-аудио, то сегодня его поддерживает уже немало устройств. 24-разрядные файлы способны проигрывать беспроводные колонки Denon HEOS, а также портативные музыкальные плееры премиум-класса – такие как Cowon Plenue D2 и Astell & Kern A&norma SR15.

Кроме того, с Hi-Res-аудио совместимы большинство флагманских моделей смартфонов под Android – например, удостоенный высших оценок Samsung Galaxy S10+ – однако прослушать их на новеньком iPhone вам сходу не удастся. Мы нашли способы обойти это ограничение, но нельзя забывать о том, что файлы Hi-Res-аудио пока еще не настолько компактны, как их аналоги в форматах с потерями.

Читайте также  Как переделать формат видео из MKV в mp4?

Какой аудиоформат будет лучшим для вас?

Выбор формата зависит от того, что вас больше волнует – объем памяти или качество звучания – а также от того, с каким устройством вы намерены его использовать.

Популярность MP3 сложилась в эпоху, когда стоимость дискового пространства была очень высока. Сегодня смартфоны, музыкальные плееры и ноутбуки оснащаются памятью внушительного объема, так что есть смысл обратить внимание на форматы с качеством выше, чем у CD.

Если же вы решили архивировать свои аудиофайлы, FLAC или другой формат без потерь может стать неплохим вариантом. Они представляют собой удачный компромисс между уровнем сжатия и качеством звучания, позволяя слушать высококачественную цифровую музыку и сэкономить дисковое пространство. Только не забудьте проверить совместимость выбранного формата и имеющихся устройств.

Вся техника была протестирована в специальных комнатах «What Hi-Fi?»
https://www.whathifi.com/news/about-us

Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», март 2020 г.

Цифровые аудио форматы файлов wav, mp3, aiff, ogg, flac, m4a

Последняя пятилетка дала большой толчок в развитие портативных и стационарных аудио систем, а с этим и поддержку разнообразных цифровых аудио форматов. Крошечные карманные гаджеты обзавелись огромной внутренней памятью, а стационарная аудио техника стала еще умнее и переборчивее. Именно по этому, теперь, мы можем не экономить место на плеере и загружать песни «весом» в 15-30 Мб каждая, а дома, слушать цифровую музыку в качестве, равном по звучанию аналогового винила.

Описание популярных цифровых аудио форматов

И тем не менее, аудио форматы, получившие наибольшее распространение, все еще имеют свои плюсы и минусы, и даже в таком актуальном вопросе, как цифровое аудио, еще не найдена «панацея». Классически цифровые аудио форматы делятся на «сжатый» и «несжатый» поток, а так же форматы типа «lossless», которые исключают потерю звучания.

Аудио формат wav

Waveform Audio File Format (WAVE, WAV, от англ. waveform — «в форме волны») — это формат файлов для хранения записи оцифрованного несжатого аудиопотока. По большому счету, это наиболее распространенный формат для работы в студийной сфере и радиовещании, т.к. позволяет получить самое честное качество звучания.
К примеру, стандартным форматом Audio-CD, является аудиопоток в формате LPCM, с параметрами: 2 канала (стерео), 44 100 Гц, 16 Бит.

Аудио формат mp3

MPEG-1/2 Audio Layer 3 — (MP3) – наиболее популярный цифоровой формат, для хранения сжатого аудио. В формате MP3 используется особый алгоритм, разработанный для значительного уменьшения размера исходного файла. Этот формат позволяет сохранить аудио, близкое к оригинальному звучанию, но благодаря множеству настроек, предельно малых размеров.
В сравнении со стандартным форматом Audio-CD, файл в фомате MP3 и битрейте 128кбит/с, по размеру будет примерно равен 1/11 исходного файла.

Аудио формат flac

FLAC (англ. Free Lossless Audio Codec) — популярный свободный кодек, предназначенный для сжатия аудиоданных без потерь. Что это значит? В отличие от аудиокодеков, обеспечивающих сжатие с потерями, например MP3 или OGG, аудиокодек FLAC не удаляет никакой информации из аудиопотока. Этот формат идеально подходит для аудиофилов, которые собирают собственные музыкальные коллекции и прослушивают музыку на высококачественной аппаратуре.

Аудио формат ogg

OGG – формат, который не получил массовую популярность, но тем не менее, используется достаточно большой аудиторией. Формат OGG, аналогично MP3, сжимает аудио с потерями качества, но принципиально отличается в практических пересчетах конвертации. Это дало возможность получить лучшее качество, при меньшем объеме файла и вывести данный кодек, как абсолютно независимый. Также как и подобные форматы, конвертирующие аудио с потерями, OGG имеет возможность тонкой настройки свойств контейнера.

Аудио формат aiff

Audio Interchange File Format (AIFF) – достаточно универсальный формат аудиофайлов, разработанный компание Apple, применяемый для хранения звуковых данных. Как и его аналог, формат WAV, это несжатое аудио и широко применяется в профессиональной сфере звукозаписи и музыкального продьюсинга.
Файлы с расширением .aiff и .aif, созданные Apple Loops, используются для музыкальных редакторов GarageBand и Logic Audio.

Аудио формат m4a

Apple Losseles (также известный как Apple Lossless Encoder, ALE, или Apple Lossless Audio Codec, ALAC) (m4a) – еще одна разработка от компании Apple. Этот аудиоформат относится к несжатому аудио, обеспечивающему проигрывание без потери качества. Это достаточно специфический формат, который поддерживается преимущественно продукцией от компании-создателя, и в некоторых случаях, как в системных звуках iPhone, где возможно использование исключительно формата m4a.

Как устроен WAV файл. Запись сэмплов

Когда я сделал программу Пианола — пианино на клавишах компьютера, с запоминанием музыки в мнемонической форме в обычных текстовых файлах, передо мной встала задача перевода музыки в стандартный звуковой формат. Конечно, проще всего проиграть музыку через программу, в которой она и создавалась, и записать звучание её через микрофон на подходящее устройство. Я так и делал — записывал звук с колонок компьютера на электронную книгу-планшетик, используя встроенный микрофон. Получались WAV файлы.
Естественный вопрос — как обойти этот достаточно хлопотливый и вносящий помехи процесс, нельзя ли направить музыку непосредственно в WAV файл? А если это можно, то нельзя ли при этом заменить звук оператора SOUND ( не скажу, что он плохой, но достаточно пищащий) на более благородный звук, звук рояля, например?

Тут имеются 2 пути.
Первый путь. Модифицировать программу Пианола. Сделать так, чтобы звук указанной частоты и длительности не только обрабатывался оператором SOUND F,L но и вызывал запись в WAV файл отрезков сэмплов подходящей длины, взятых из подготовленной для этого библиотеки. Этот процесс проходит достаточно быстро, если вставлять сэмплы большими группами (до 32 кбайт — допустимая длина символьной переменной в Турбо бейсике). Однако мы не сможем смешивать в нём звук, создавая аккорды, если не перейдём от больших групп сэмплов к сэмплам индивидуальным. А это замедляет процесс существенно — в сравнении с просто проигрыванием, в 7 раз (забегая вперёд, скажу, что нашёл и третий, комбинированный путь — http://www.proza.ru/2015/05/09/707 )
Второй путь, более перспективный. Создать отдельную программу по переводу мнемонической нотной записи из текстового файла в WAV файл. Включили её, и пусть она работает, создавая музыку, хоть полчаса. А мы будем заниматься на копме другими делами.
Итак, программа смотрит на ноты и пишет в WAV файл музыку.

И в первом, и во втором случаях нам нужно знать, как устроен WAV файл. Когда я обратился в интернет с этим запросом, то не сразу нашёл, а то, что нашёл, оказалось не совсем точным. Кроме того многие рекомендации по записи WAV файлов рассчитаны на умных программистов, а я кроме Турбо бейсика (простейшая программа DOSовских времён) ничего не знаю. Однако Турбо бейсик знаю хорошо, знаю, как среду способную на многое даже внутри современных продвинутых систем, и вам её рекомендую.

Итак, WAV файл. Состоит из шапки или головной части «head» — от нулевого байта до байта номер 43 включительно (всего 44 байта), и области данных «DATA» — от байта номер 44 и до конца файла.

Местоположение Описание
0..3 (4 байта) содержит символы “RIFF” в ASCII кодировке.
4..7 (4 байта) это = длина файла – 8
8..11 (4 байта) содержит символы “WAVE”
12..15 (4 байта) содержит символы “fmt “
16..19 (4 байта) 16 для формата PCM (не надо знать, что это такое)
20..21 (2 байта) аудио формат, для PCM = 1 (то есть, Линейное квантование). Значения, отличающиеся от 1, обозначают некоторый формат сжатия.
22..23 (2 байта) количество каналов. Моно = 1, Стерео = 2 и т.д.
24..27 (4 байта) частота дискретизации. 44100 Гц или 32000 Гц = 32 сэмпла / мсек
28..31 (4 байта) число байт, переданных за сек воспроизведения
32..33 (2 байта) количество байт для одного сэмпла, включая все каналы.
34..35 (2 байта) количество бит в сэмпле, “глубина” или точность звучания. 8 , 16 бит и т.д.
36..39 (4 байта) содержит символы “data”
40..43 (4 байта) количество байт в области данных = длина файла-44

Свежее замечание. А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА В ВИЗУАЛ БЕЙСИКЕ?

В среде VB6 шапку WAV файла для стереозвука со скоростью раздачи 44100 сэмпл/сек можно записать в файл «T.wav» следующим образом:
‘___________________________

Dim Header(10) As Long

fName = «T.wav»
Open fName For Binary As #1
Seek #1, 1
Header(0) = 1179011410
Header(1) = Lof(1) — 36 ‘NextSise
Header(2) = 1163280727
Header(3) = 544501094
Header(4) = 16
Header(5) = 131073
Header(6) = 44100 ‘= VEL (скорость раздачи)
Header(7) = 44100 * 4 ‘= VEL * 4
Header(8) = 1048580
Header(9) = 1635017060
Header(10) = Lof(1) — 44 ‘DataSize
Put #1, , Header()
Close #1

Обращаю внимание, что оператор Seek #1,1 в Визуал Бейсике укажет на начальный байт файла,
а в Турбо Бейсике на этот же первый байт нужно указать так — Seek #1,0
В настоящее время для работы с WAV файлами создана удобная утилита, объединяющая все наработки в Турбо бейсике.
Утилита называется WAV_манипулятор, о ней рассказывается тут — http://www.proza.ru/2017/10/20/1279
для экспериментов с WAV файлами рекомендую использовать именно её. По ссылке можно найти указание на исходники этой программы в Визуал бейсике.

ВЕРНЁМСЯ К ТУРБО БЕЙСИКУ

Теперь обратимся к практике. Сделаем звук и запишем его в WAV файл.
Эта (см. ниже) программа на Турбо бейсике поможет вам понять как всё работает. Не будем пока писать музыку, но будем создавать звуковые сэмплы для звука заданной частоты.
Вы запускаете эту программу и оператор INPUT выводит на экран знак вопроса, спрашивая Вас, что делать? Хотите выйти из программы (exit) — печатаете «e» и Enter
Прежде всего нужно открыть файл (open) — вводите «or», откроется файл «r.wav»
Можете поэкспериментировать —
«l» покажет длину файла LOF и положение поинтера LOC
«s44» установит поинтер на 44-й байт файла
«p123» считает (от положения поинтера) в виде символов 123 байта в переменную S$
«g» запишет в файл (от положения поинтера) значение переменной S$

Но давайте записывать звук — напечатайте «w» и нажмите Enter. Мы попадаем на участок программы, в котором идет многократное обращение к функции, вычисляющей амплитуду звука для каждого семпла — FNSS2(260.74,1). В программе записывается два звука — звук с частотой 260.74 Гц ( До первой октавы), определяемый, по тембру и особенностям звучания, параметрами таблицы под номером 1, и следом — второй звук, звук чистой синусоиды той же частоты для сравнения (таблица параметров 0). Перед началом записи звуков функция FNSS2, их создающая, устанавливает по умолчанию свои внутренние переменные, это происходит при обращении к ней с F=0.

10 INPUT A$
SELECT CASE MID$(A$,1,1)
CASE «e»
STOP
CASE «o»
A1$=A$ : IF LEN(A1$)=2 THEN A1$=MID$(A1$,2)+».wav»
OPEN «B»,#1,A1$ : GOTO 10
CASE «c»
CLOSE #1 : GOTO 10
CASE «l»
PRINT LOF(1),LOC(1) : GOTO 10
CASE «s»
SEEK #1,VAL(MID$(A$,2)) : GOTO 10
CASE «p»
PUT$ #1,MID$(A$,2) : GOTO 10
CASE «g»
GET$ #1,VAL(MID$(A$,2)),S$
PRINT S$,»loc=»;LOC(1) : GOTO 10
CASE «h» ‘put the head of wav file
GOSUB 100 : GOTO 10
CASE «w» ‘make wav sound
SEEK #1,44
VEL=32000 : A=FNSS2(0,0)
FOR I=1 TO 80000 : M%=INT(8000*FNSS2(260.74,1)) : PUT$ #1,MKI$(M%) : NEXT I
FOR I=1 TO 40000 : M%=INT(8000*FNSS2(260.74,0)) : PUT$ #1,MKI$(M%) : NEXT I
GOTO 10
END SELECT
‘====================
100 SEEK #1,0
L=LOF(1) : S$=»RIFF»+MKL$(L-4)+»WAVEfmt » : S0$=CHR$(0)
S$=S$+CHR$(16)+S0$+S0$+S0$ ‘ 16 bit/sempl
S$=S$+CHR$(1)+S0$+CHR$(1)+S0$ ‘ 1 — line format + 1 — mono
S$=S$+MKL$(32000)+MKL$(64000) ‘ 32 sempl/msek + 64 bite/mcek
S$=S$+CHR$(2)+S0$+CHR$(16)+S0$ ‘ 2 bite/sempl_all + 16 bit/sempl_mono
S$=S$+»data»+MKL$(L-44) ‘ date size
WHEAD$=S$ : PUT$ #1,WHEAD$
RETURN

Читайте также  Как сохранить веб страницу в формате PDF?

После того, как записывающая звук функция отработала, и на экране появился знак вопроса, нужно ввести «h» и записать этим действием «head» WAV файла. Подпрограмму 100, записывающую «head», Вы видите чуть выше.
MKI$(. ) функция, переводящая целое число в его двухбайтовое символьное представление,
MKL$(. ) функция, переводящая вещественное число в его 4-х байтовое символьное представление. Эти функции есть в Турбо бейсике.
Затем нужно закрыть файл (close) — введите «c», и выйти из программы — введите «e».
Теперь можете экспериментировать — просматривать файл в редакторе и прослушивать его.

Конечно, интересно знать, как устроена делающая звук функция FNSS2(F,K).
О той, которую сделал я, хочу рассказать, и порассуждать о возможностях компьютерного моделирования звука, в следующей статье. А здесь приведу более простой пример.

DEF FNSS2( F,K)
STATIC FS,KS,A0,A1,A2,MA2,X,DX,D
LOCAL A,Z,ZZ

IF F=0 THEN ‘first setup
FS=F : KS=K
FNSS2=0 : EXIT DEF
END IF

IF NOT(F=FS AND K=KS) THEN
‘new frequency
FS=F : X=2 : DX=2*FS/VEL
‘new parameters
KS=K : A0=1 : A1=0 : A2=0 : MA2=0 : D=1 ‘параметры по умолчанию
SELECT CASE K
CASE 0 : A0=1 : A1=0 : A2=0 : D=1
CASE 1 : A0=0 : A1=1 : A2=0 : D=0.99
CASE 2 : A0=0 : A1=0 : A2=1 : MA2=1 : D=1
END SELECT
END IF

Как видно, начальное обращение к функции устанавливает параметры набора K=0, а следующее обращение с другой частотой или с другим K вызывает переустановку начальных условий и определение шага изменения фазы по формуле:
ШАГ = 2*(Частота звука)/(Частота дискретизации)

Переменная X, изменяемая при каждом обращении на шаг DX, всё время находится в интервале (0,2), что соответствует привычному нахождению фазы в интервале от 0 до 2*Пи.
Первый полупериод колебания программируется по формулам для -1 Y = (1 — Z^2) *3/4 + (1 — Z^2)^2 *1/4 — очень хорошее представление синусоиды
Y = (1 — Z^2)*(1-2.3*Z) — колебание с отрицательным выбросом в конце полупериода
Второй полупериод колебания программируется по этим же формулам, но проходится в противофазе по Z и знак A меняется на противоположный. Противофазное прохождение второго полупериода позволяет плавно «сшивать» выбросы между собой.

Набор параметров CASE 2, который вы можете видеть внутри функции, предназначен для генерирования короткого импульса. Имея такой импульс удобно изучать функцию ревеберации (я её сделал, но о ней речь пойдёт в дальнейшем).

Если некоторые формы импульса уже созданы случаями CASE, то совсем нетрудно создать и промежуточную форму, задав новое CASE с иными значениями начальных амплитуд A0, A1 и A2. Можно задать и различные D — параметры ослабления для каждой амплитуды. Таким образом, создавая различные случаи CASE, можно математическим путём варьировать как общую форму звукового колебания, так и изменять звук (тембр и громкость) в процессе его звучания.
Алгоритм, как мне представляется, достаточно эффективный. Рисунок над заголовком статьи демонстрирует это, на нём в окне редактора звука Wave Editor показаны последовательно — моделированный звук рояля, и, вслед за ним, просто синусоида.

Давайте сейчас немного пообсуждаем то, как представляются числа в файле формата WAV.
Они следуют друг за другом в байтах, каждый из которых может быть прочитан как символ.
Двухбайтовое число читается так —
если оно положительно, то код второго символа оказывается меньше чем 128. Тогда этот код умножается на 256 и к полученному числу прибавляется код первого символа.
если оно отрицательно, то код второго символа оказывается больше чем 127. Тогда из этого кода вычитается число 256, полученное отрицательное число умножается на 256, и к полученному отрицательному результату прибавляется (со знаком плюс!) код первого символа.
В стереозаписи двухбайтовые числа-амплитуды двух каналов перемежают друг друга.

Сравниваем WAV и MP3 | особенности и что лучше

Развитие цифровой аудиодистрибьюции привело к тому, что сейчас на рынке представлено несколько десятков форматов звуковых файлов. Каждый разработчик пытался придумать свой собственный способ кодирования и алгоритмы шифрования, а потом сделать их популярными.

Но сейчас, в 2019 году, стало ясно – в битве музыкальных форматов победил MP3. И пусть его уже не поддерживают разработчики – ничего страшного. Всё равно музыку в файлах этого типа можно воспроизвести на любом телефоне, плеере, компьютере, магнитоле, телевизоре и даже некоторых моделях умных часов.

Тем не менее, при покупке высококачественного аудиооборудования – например, наушников и звуковой карты суммарной стоимостью в полторы зарплаты – начинают проявляться недостатки MP3. Вроде и техника хорошая, но всё равно музыка звучит как-то «плоско» и уныло. А всё потому что MP3 отрезает кусочки аудиопотока.

И тогда хочется выбрать более качественный формат. Например, чуть менее распространённый WAV, который поможет технике «раскрыться».

Но так ли хорош этот WAV? Сравним два формата – WAV и MP3 – и выберем подходящий!

Чем отличаются сжатые форматы музыки от несжатых

Поскольку WAV – это образец несжатого формата музыки, а MP3 – сжатого, то для понимания ключевой разницы между ними стоит разобраться с тем, что такое сжатые и несжатые музыкальные форматы. Сильно углубляться не будем, про сигма-дельта-модуляцию рассказывать – тоже, просто «пробежимся по верхам».

Несжатые форматы музыки появились одними из первых. Они подразумевают последовательную запись каждого захваченного микрофоном в студии звука, каждой ноты, каждой попытки вокалистом взять все восемь октав в течение одной-единственной песни. В итоге файл получается невероятно детализированным, поскольку указывается каждый звук.

Есть только пара проблем. Из-за высокой детализации аудиофайла он получается огромным. В среднем трёхминутная песня в контейнере WAV «весит» около 60 мегабайт. Как следствие, на гигабайтную флешку хорошо если хотя бы один альбом исполнителя влезет. А во времена, когда жёсткий диск на 1 ГБ был недостижимой роскошью, разбазаривать ценное пространство HDD на песенки было как минимум неосмотрительно.

Вторая проблема заключается в том, что для декодирования такой музыки нужен мощный и шустрый процессор. То есть чипу приходится постоянно брать цифровой сигнал и превращать его в аналоговый, выходящий на колонки. При этом цифровых сигналов очень много – напоминаем, каждый звук. Так что производительность чипа тоже должна быть высокой.

Таким образом, перед инженерами и программистами стала задача сделать так, чтобы фанат какого-нибудь Робби Уильямса мог держать у себя всю его дискографию (14 альбомов, 3 сборника, несчётное количество синглов, 8 DVD) и при этом ему не пришлось покупать сервер. Так и появились сжатые форматы, образцом которого является MP3.

Сжатые форматы подразумевают дополнительное перекодирование музыки. Аудиопоток разбивается на отдельные фреймы, потом они склеиваются, частично теряется детализация (например, два пика громкости склеиваются в один), возможно – как у MP3 – отрезаются некоторые частотные диапазоны… И в итоге файл получается намного меньше!

В среднем трёхминутная песня в файле MP3 с высоким битрейтом (320 кбит/с) «весит» примерно 10 мегабайт. То есть в объём, занимаемый одной песенкой в WAV, «влезет» целый EP (мини-альбом) в MP3! А если уменьшить битрейт, вырезав из аудиопотока ещё больше частей-фреймов и значительно ухудшив качество, то и всю дискографию многострадального Робби Уильямса можно «запихнуть».

С другой стороны, нельзя сказать, что потеря качества слишком уж значительна для слушателя. MP3 320 кбит/с обеспечивает достаточное качество для прослушивания музыки, просмотра фильмов и т.д. Какие-либо «упущенные детали» слушателем либо игнорируются, либо «додумываются» до построения полной акустической картины.

Кроме того, на качество воспроизведения влияет ещё и качество оборудования. На компьютерах со слабой интегрированной звуковой картой и китайскими колонками что MP3 64 кбит/с, что MP3 320 кбит/с, что WAV будут звучать одинаково плохо. Но стоит достать многоканальную аудиосистему, усилитель, дискретную звуковую карту с ЦАП частотой 192 КГц – и звук в WAV расцветает. А вот MP3 покажется слишком плоским и низкодетализированным.

А теперь к описанию форматов.

Музыкальный формат WAV

Музыкальный формат WAV был разработан совместно инженерами компаний IBM и Microsoft. Целью было создание универсального контейнерного формата, который бы хранил несжатую музыку и мог бы воспроизводиться на множестве устройств.

Собственно, им это удалось. WAV полюбился и пользователями (благодаря во многом нативной поддержке операционной системой Windows), и музыкальными студиями (минимум потерь, быстрое кодирование и декодирование).

Правда, WAV не лишился главного недостатка несжатых форматов – огромный вес файла. Зато качество звука максимально высокое. По сути, это практически аналоговый формат, в котором аудиопоток записывается волнами.

Музыкальный формат MP3

Музыкальный формат MP3 был разработан германской компанией Fraunhofen IIS и изначально создавался для передачи аудио в видеофайлах. Даже его название расшифровывается как Moving Picture Expert Group Layer 3, то есть «третий слой в движущихся картинках». Но, как выяснилось, формат прекрасно подходит для записи вообще любых звуков и спокойно воспроизводится без упаковки в MPEG-контейнер.

Поскольку задачей разработчиков было уменьшить битрейт («размер») звуковой дорожки, а то она как видеодорожка будет весить, они смело поиздевались над аудиопотоком. И, кроме сжатия с разделением на фреймы и склеиванием пиков, они ещё и неслышимые частоты удалили. То есть при кодировании из аудиопотока удаляется всё, что ниже 20 Гц и выше 15 кГц. В теории человек этого не слышит, так что и страдать не должен.

На практике выясняется, что частоты ниже 20 Гц делают басы более глубокими, а выше 15 кГц – голос детализированнее. Но это не имеет значения, если наушники или колонки не могут воспроизводить частоты ниже 20 Гц и выше 15 кГц. А бюджетная аудиотехника как раз в такое и не умеет.

Зато файлы MP3 «весят» мало и обеспечивают достаточное для самостоятельного прослушивания качество. И в эпоху цифровой дистрибьюции эти два достоинства сделали MP3 очень популярным.

Разница между MP3 и WAV

Собственно, главная разница между WAV и MP3 заключается в том, что первый несжатый и невероятно детализированный, а второй – сжатый и не очень детализированный. Зато ради музыки в первом формате придётся покупать внешний жёсткий диск, а во втором и флешки хватит.

Формат WAV в 2019 году обычно используется в сфере «профессионального аудио». В нём записываются музыканты на студиях. В нём происходит сведение песен. В нём слушают музыку только отъявленные аудиофилы с отличным качеством аудиотехники.

Формат MP3 сейчас распространён повсеместно. Он подходит для прослушивания дома, в дороге (со смартфона или плеера), в автомобиле через магнитолу. На CD-диск влезет около 50 песен в высоком качестве или около 200 в низком.

Качество, конечно, не заоблачно высокое, но достаточное. И «размер» решает.

Если говорить в цифрах, то битрейт WAV – 1140 кбит/с, битрейт MP3 – максимум 320 кбит/с.

Какой формат лучше – WAV или MP3?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Эти форматы предназначены для разных целей. Сравнительная таблица – ниже:

Техника, на которой будут слушать музыку

Предпочтительный формат

Высокая детализация, нет удаления неслышимых частот

Высочайшего качества звука всё равно можно не ждать, можно сэкономить место на компьютере

Телефон, плеер, автомагнитола

Занимает минимум места

А если речь заходит о записи музыки, то стоит выбрать WAV. С ним проще работать в дальнейшем, да и качество повыше.

Борис Аладышкин/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с современными технологиями и программным обеспечением. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Борис Аладышкин.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Itsovet61.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: